Российский рынок материалов для облицовки фасадов активно развивается. За последний год рост продаж в разных его сегментах составил от 30 до 50 %. Несмотря на то что игроки регулярно представляют всевозможные новинки, на структуру рынка это не оказывает большого влияния. Все фасадные покрытия можно разделить на несколько больших групп, каждая из которых стабильно занимает свою нишу. Традиционно большим спросом в нашей стране пользуются плиточные материалы. Главное достоинство плитки заключается в том, что она не боится перепадов влажности и температуры и потому может использоваться при наружной отделке, а современное многообразие ее видов позволяет воплотить в жизнь любые дизайнерские решения.
Прощание с камнем
Наиболее статусной в России считается плитка из природного камня, преимущественно мрамора и гранита. Область ее применения фактически ограничена рынком коммерческой недвижимости и элитного жилья. Объемы потребления «натуральной» плитки напрямую зависят от развития этого рынка. Значительная часть камня сегодня импортируется из Европы, причем 47 % импорта потребляет Москва и Московская область. По данным статистики, общий метраж элитной недвижимости, введенный в столице в прошлом году, сократился на 62 % по сравнению с 2005 годом. На рынке плитки из природного камня также произошло снижение.
По словам экспертов, в последнее время импортный камень начал замещаться отечественным, однако большого значения этому процессу пока не придается. Анатолий Чернявский, директор ООО «Риа-комплект», говорит о том, что в Челябинске появляются фирмы, специализирующиеся на камне: «Такие предложения есть, но их немного: природные материалы не пользуются большим спросом». В числе главных причин неразвитости рынка г-н Чернявский отмечает не столько высокие цены, сколько трудоемкость работ по монтажу мраморных и гранитных плит и их повышенную хрупкость.
Эпоха керамогранита
Если в советские времена облицовка фасада натуральным камнем была практически единственным способом придать зданию респектабельный вид, то теперь для этого появились и другие возможности. Одним из главных конкурентов природного материала является керамический гранит. Многие продавцы плитки считают противопоставление «натуральный — искусственный» в этом случае неуместным: они утверждают, что технология изготовления керамогранита повторяет процесс, происходящий в природе, а потому этот материал также можно отнести к естественным. «Это тот же самый камень, только сделанный на заводе, — утверждает Игорь Немчинов, менеджер компании «Галерея керамики «Гранитогрес», — и если в природе процесс его образования непредсказуем, то здесь все под контролем. Как следствие, материал получается более качественным: водопоглощение керамогранита в 10 раз меньше, чем у натурального, и он во столько же раз прочнее».
За год продажи керамогранита растут по разным оценкам на 20–30 %, и этот рост, как считают исследователи рынка, будет продолжаться и в дальнейшем. Поставщики утверждают, что срок службы материала может достигать 100 лет, однако точные цифры назвать не может никто — самые первые покрытия из керамогранита до сих пор не вышли из строя. «Даже если все фасады и другие поверхности в России будут им облицованы, полного насыщения не будет. Гранит всё равно будет востребован, так как клиентам надоест из года в год смотреть на один и тот же материал, и они захотят его сменить раньше, чем пройдет сто лет», — полагает Сергей Громадских, начальник оптового отдела компании «Дидема».
Впервые керамический гранит был изготовлен в Италии в 60‑е годы прошлого столетия, но для нашего рынка это материал новый. Сегодня в России его производством занимаются всего несколько компаний. Крупным игроком на уральском рынке является екатеринбургский завод «Пиастрелла»: гранит, выпускаемый им, отличается невысокой ценой и потому пользуется большим спросом у строительных организаций.
Сергей Громадских отмечает, что крупнейший производитель керамогранита в России по объему производства и продаж — Ногинский завод Estima. Другие крупные производители — это Grasaro (Самара) и «Керабуд» (Санкт-Петербург). Их продукция соответствует всем стандартам качества.
Керамогранит, который производится в России, чаще всего имеет маленький формат — 30 на 30 см. Такая плитка редко используется для облицовки фасадов. Анатолий Чернявский отмечает, что она применяется, но это значительно увеличивает себестоимость строительства: «Гранит в основном не крепят прямо на раствор, а кладут его как внешний слой вентилируемого фасада. Если брать плитки маленького формата — 30 на 30 см, как предлагают отечественные заводы, — то нужно гораздо больше металлического профиля».
Отечественный керамогранит большого формата производит Estima: в последнее время она начала активно конкурировать с зарубежными поставщиками этого материала. Однако основной объем поставок фасадного гранита на российский рынок по-прежнему идет из Китая.
По утверждению экспертов, китайская плитка подходит исключительно для наружной отделки стен зданий; использовать ее на других поверхностях нецелесообразно, так как она быстро теряет первоначальный вид. «В КНР производят красивый керамогранит преимущественно светлых оттенков. Плитка изготавливается большого формата, и очень хорошо смотрится на фасаде. Если такой плиткой выложить пол, она быстро потускнеет, так как производится по другой технологии: вместо того, чтобы полировать поверхность механическим способом, на китайских фабриках гранит подвергают воздействию кислоты», — поясняет Сергей Громадских.
Продукция итальянских производителей — законодателей моды в области керамогранита — достаточно широко представлена на челябинском рынке. В городе есть компании, предлагающие эксклюзивные коллекции марок Casalgrande Padana, Iris Ceramica, Atlas Concorde и других, но для наружной отделки используются лишь отдельные виды плиток. Материалами этих коллекций в основном облицовывают цоколи и входные группы — этот гранит слишком дорог, чтобы покрывать им большие плоскости фасадов. По словам Игоря Немчинова, итальянские материалы чаще приобретают для внешней отделки бутиков и частных домов: «Особенно хорошо идут серии с шероховатой поверхностью, имитирующей натуральный камень или старинную керамику».
Альтернативой керамограниту являются агломератные материалы. Как отмечает Наталья Подгорбуновских, начальник отдела сбыта ООО «Кредо» (Екатеринбург): «Рост использования агломератной продукции для облицовки фасадов связан с увеличением объемов строительства, а также с тенденцией осовременивания фасадов старых зданий».
Агломерат имеет ряд преимуществ, выгодно отличающих его от керамогранита и даже от натурального камня. К примеру, этот материал не имеет пустот, каверн и трещиноватостей, что серьезно влияет на технологические характеристики. Он значительно дешевле натурального камня, при этом может прекрасно его имитировать. В агломерате с использованием натуральной мраморной фракции добавляется кварцевая крошка, что положительно влияет на износостойкость материала. Прочность агломерата с мраморной крошкой значительно выше, чем у натурального мрамора. Износ инструмента в этом случае такой же, как при резке натурального гранита.
Агломерат синих и зеленых оттенков не отличается по цене от этого же материала других цветов. Между тем керамогранит этих оттенков стоит дороже. Кроме того, можно создать агломерат любого цвета, в том числе и по образцу заказчика.
ООО «Кредо» предлагает на уральском рынке агломерат Grattoni. В отличие от итальянского и чешского агломерата, у Grattoni есть разрешение Росстроя на использование в системе вентилируемого фасада. При использовании этого агломерата в системе вентилируемого фасада не требуются противопожарные короба на окна. Это негорючий материал, поэтому откосы оконных проемов можно отделывать тем же Grattoni, что значительно улучшает эстетику внешнего вида здания. В состав агломерата Grattoni не входят смолы и пластификаторы, как у итальянских и чешских аналогов: основным связующим является цемент. Этот материал не выгорает на солнце и прекрасно выдерживает перепады температур.
В море плитки
Сергей Рыженков, директор ООО «Торговый Дом «Южуралкерамика», отмечает, что для облицовки подходит не только керамогранит повышенной прочности, но и обычная керамическая плитка. «Важно, чтобы она либо была покрыта матовой глазурью, либо вообще не была глазурованной, потому что со временем глазурь просто отскочит под влиянием атмосферных факторов», — уточняет г-н Рыженков. Много позиций с матовой глазурью предлагает фабрика «Керабуд» — ее продукция считается одной из самых прогрессивных среди отечественных производителей, с дизайнерской точки зрения.
На челябинском рынке хорошо представлена зарубежная плитка. География ее производства широка — от Италии до Египта. Обычно она более качественная, нежели российская, и дает больший простор дизайнерской фантазии.
Если крупная плита крепится на специальные конструкции, то мелкая преимущественно кладется прямо на раствор — ею отделывают цоколи. Спросом пользуется так называемая терракотовая плитка: в отличие от обычной, она изготавливается без давления, путем обжига в печах.
По сведениям экспертов, в последнее время серьезно изменилась структура спроса на облицовочную плитку: если еще пять лет назад около 60 % всего объема уходило в строительные организации, то сегодня значительная часть продается и в розницу. Одна из причин этого изменения — развитие коттеджного строительства. В основном для частных потребителей на рынке предлагаются необычные виды плитки для облицовки фасада, к примеру, клинкер — материал, изготовляемый из специфической сланцевой глины, которая добывается в Северо-Западной Германии. Технология подразумевает обжиг глины до полного спекания, благодаря чему кирпичи из нее получаются очень прочными и хорошо противостоят атмосферным воздействиям. Клинкер начал изготавливаться более 250 лет назад, однако в наши дни он не получил широкого распространения в силу своей дороговизны. К тому же покупатели, как отмечают маркетологи, склонны выбирать более привычный и «понятный» материал — натуральный или керамический гранит.
Одна из актуальных тенденций на рынке — производство плитки, имитирующей натуральные материалы. В условиях дефицита последних и их высокой стоимости большой популярностью начинают пользоваться всевозможные «подделки». Даже современный бетон сегодня декорируют под камень, кирпич и лепнину. Так, из небольших бетонных блоков изготавливают фактурный лицевой слой. Некоторые виды улучшенного бетона сами производители называют «искусственным камнем».
В России всё больше зданий оборудуется вентилируемыми фасадами. Они устроены следующим образом: между стеной здания и верхним покрытием оставляется воздушная прослойка, которая наполняется теплоизоляцией. Такое проектирование позволяет сохранить на 50 % больше тепла, чем в традиционных конструкциях.
По сведениям РБК, в 2006 году рост рынка облицовочной плитки составил 109,7 %. Многие компании, специализирующиеся на продаже облицовочной плитки, начинают предлагать комплексное оснащение фасадных систем, включая алюминиевые профили и теплоизоляцию.
По словам экспертов, облицовочную плитку в Челябинске старается предложить каждый строительный магазин. Однако практика показывает, что для лучшего продвижения плитки целесообразнее представлять ее в отдельном специализированном салоне и постоянно расширять линейку. «Покупатели становятся более требовательными и ищут необычные решения», — отмечает Сергей Рыженков. В то же время вряд ли в скором времени появится серьезная альтернатива керамограниту и традиционной плитке.