Условия жизни горожан в значительной степени определяют как здоровье, семейное благополучие, социальный микроклимат в доме, так и уровень работы органов власти города. Улучшение качества жизни населения является главной стратегической целью развития Екатеринбурга, в рамках которой сегодня уже разработаны, утверждены и успешно реализуются разносторонние программные проекты, в том числе стратегический проект «Реабилитация старого жилья».
Он был разработан с целью решения проблемы ветхого и аварийного жилья в Екатеринбурге в районах неперспективной застройки, которые по причине отдаленности от центра города являются коммерчески непривлекательными для предприятийзастройщиков. За период реализации проекта — с 2004 до 2015 года — планируется реабилитировать порядка 50 жилых домов, что позволит увеличить объем жилья после реабилитации в три раза и, соответственно, обеспечить качественным новым жильем 1260 семей.
Стратегическим проектом предусмотрена комплексность решения проблемы, вследствие чего реабилитации подлежат не единичные дома, а целые кварталы. В частности, завершена реабилитация жилого квартала в микрорайоне Уктус (ул. Походная, 63, 67); до конца 2007 года планируется завершить работы в последних жилых домах в квартале Вторчермета (ул. Селькоровская, 10а, 12, 14, 16); ведется реабилитация квартала ул. Ломоносова — Калинина — 40 лет Октября — Кировградская в районе Уралмаш и планируется в конце 2007 года начать работы по отселению жителей одного-двух домов квартала по ул. Инженерной в микрорайоне Химмаш. До конца 2008 года планируется провести реабилитацию жилого дома по пер. Коллективный, 6, обрушившегося в марте прошлого года.
Стратегический характер проекта предполагает корректировку списка жилых домов. Включение и исключение из проекта какихлибо объектов может происходить либо в результате официально выраженных пожеланий жителей старого дома, либо по возникшей острой необходимости. Решение о включении в настоящий проект принимается только при условии согласия на реабилитацию не менее 50% жителей дома.
К финансированию стратегического проекта «Реабилитация старого жилья» привлекаются средства городского и федерального бюджетов, а так же средства граждан, желающих приобрести квартиры в новых домах и прочие внебюджетные инвестиции. При этом жителям старых домов, которые подлежат реабилитации, предлагаются льготные условия финансирования строительства квартир: наниматели старых жилых помещений могут заключить договор по цене за квадратный метр существенно ниже рыночной и с рассрочкой платежа на срок до 3,5 лет; жилые помещения собственников принимаются в зачет рыночной стоимости квартир в реабилитированном доме.
В реабилитации жилого дома могут также участвовать прочие инвесторы — граждане и юридические лица, не проживавшие в реабилитируемом доме до начала процесса реабилитации. В зависимости от условий участия в реабилитации инвестор имеет право:
• Заключить договор долевого участия с условием передачи собственного жилья в качестве паевого взноса в долевое строительство.
• Заключить договор долевого участия на льготных условиях с предоставлением жителям ветхого дома жилой площади, по возможности равноценной занимаемой в реабилитируемом доме. Это условие позволяет обеспечить жильем жителей старого дома, не желающих или не имеющих возможности участвовать в строительстве новой квартиры. Кроме того, в большинстве случаев нанимателям, отселенным из реабилитируемого дома, предоставляется жилое помещение в собственность.
• Заключить договор долевого участия в реконструкции жилого дома. Предполагается свободная продажа квартир на рынке недвижимости, оставшихся в доме после заключения договоров со всеми желающими жителями старого дома.
Доля бюджетных ресурсов в финансировании стратегического проекта «Реабилитация старого жилья» зависит от нескольких показателей. Так, необходимо учитывать стоимость работ по реабилитации, которая определяется на основании сводного сметного расчета, утвержденного Заказчикомзастройщиком. Кроме того, обращается внимание на соотношение площади, необходимой для жителей ветхого дома, и площади, подлежащей продаже прочим лицам, заключившим договоры долевого участия в реконструкции данного жилого дома. Также важным фактором является количество семей и человек, проживающих в ветхом жилом доме.
Исходя из этих же показателей, рассчитывается объем внебюджетного финансирования, устанавливается цена за 1 кв. м. для жителей дома и для прочих инвесторов. В случае снижения доли одного из бюджетов финансовая нагрузка распределяется между остальными инвесторамиучастниками проекта.
Реабилитация старого жилья, являясь стратегическим направлением в развитии города, предлагает доступный как для бюджета города, так и для жителей старых домов, способ приобрести новое комфортное жилье, обновить облик городской застройки. Эта задача проекта достигается за счет применения новых эффективных технологий и материалов и повторного применения ранее разработанных проектов, проектных решений, типовых узлов.
В рамках настоящего проекта применяется новая строительная технология возведения монолитных железобетонных стен с использованием блочной системы АRXX. Несъемная пенополистирольная опалубка строительной системы ARXX является экономичным материалом с точки зрения строительства и эксплуатации домов за счет энергосбережения.
Важным аспектом при строительстве и реконструкции жилищного фонда является обязательное проведение энергосберегающих мероприятий. При строительстве жилых домов помимо устройства общедомового учета тепло и энергоносителей в каждой квартире устанавливаются счетчики холодной и горячей воды, тепло и электросчетчики.
Преимущества проекта «Реабилитация старого жилья» делают его значимым не только для муниципальных властей, но и для горожан, которые живут в старых деревянных трущобах городских окраин.
Особое значение имеет проблема, связанная с отселением жителей из старых домов, подлежащих реабилитации. На период проведения работ по реабилитации ветхого жилищного фонда жители после заключения договоров долевого участия в восстановлении своих домов временно отселяются в городской маневренный жилищный фонд. Зачастую ограниченность маневренного фонда становится причиной задержки сроков начала работ на новых объектах реабилитации. Особые ситуации, связанные с отселением и заключением договоров, решаются судебными процессами, которые, как известно, требуют значительного времени.
Приведенный опыт решения проблемы реабилитации старого жилья является по оценкам специалистов и жителей Екатеринбурга, перспективным образцом стратегического альянса структур власти и населения в достижении общей цели — благополучия нашего общества.