В постперестроечный период отрасль ЖКХ пришла в большой упадок. Одним из главных последствий ее деградации стал значительный износ жилищного фонда, который не ремонтировался годами. Между тем, объем средств, вкладываемых в капитальный ремонт и реконструкцию жилых зданий, по-прежнему крайне мал. О причинах сложившейся ситуации, источниках и механизмах финансирования капремонта жилья рассказал заместитель директора Института экономики УрО РАН Сергей Иванович Баженов.
Сергей Иванович, как Вы оцениваете состояние жилищного фонда УрФО?
Ситуация сложилась весьма напряженная. В течение длительного периода финансирование ЖКХ осуществлялось по остаточному принципу, отсутствовала программа развития отрасли. Начавшаяся затем реформа в сфере ЖКХ была недостаточно продуманной и подготовленной. Все это привело к деградации данного экономического сектора, ускорило износ жилья. Если сегодня мы не будем принимать решительных мер, то лет через 10–15 нам придется снести около 60–70% старых жилых домов.
Очевидно, что построить за столь короткий срок новые дома — задача для нашей экономики непосильная. Невозможно за 10 лет заменить изношенный жилищный фонд всей страны или отдельно взятого, даже самого богатого региона.
Может ли вложение средств в капитальный ремонт жилья стать эффективным решением проблемы износа жилого фонда?
Известно, что при условии должного внимания к объекту и благодаря применению новых технологий, материалов, оборудования можно увеличить срок его службы в разы. Например, несмотря на то, что сегодня срок эксплуатации так называемых «хрущевок» и «брежневок», заявленный в документах при их строительстве, истекает, в действительности такие дома могут прослужить еще долго. Запас их прочности довольно велик, ведь в то время, когда строились «пятиэтажки», а также первые серии «девятиэтажек» (1980–1990 гг.), в нашей стране доминировала оборонная промышленность. На практике это означало, что предприятия строительной отрасли имели двойное подчинение — они контролировались министерством обороны и гражданским министерством. Поэтому качество цемента, стройматериалов, другой продукции, используемой в строительстве, было очень высоким. Все СНИПы, ГОСТы были рассчитаны так, что коэффициент надежности доходил до 200 и даже 300%.
Сегодня многим «хрущевкам» можно значительно продлить жизнь, лишь заменив систему электроснабжения, вычистив подвалы, заново проведя гидроизоляцию и покрыв крышу.
На Ваш взгляд, реформа в сфере ЖКХ способна за короткий срок улучшить ситуацию с капитальным ремонтом жилья?
Учитывая реальное положение дел в настоящий момент, а также методы и темпы реформирования отрасли, на быстрый эффект рассчитывать не приходится. Износ жилых домов был ускорен процессами, происходившими в 90е годы прошлого века. ЖКХ являлось сферой ответственности регионов и муниципалитетов, у которых в период экономического спада средств на поддержание жилья в должном состоянии не было. В конце 90х гг. около 95% предприятий, обслуживающих коммунальное хозяйство, фактически оказались банкротами. Денег не хватало не только на капитальный, но часто и на текущий ремонт.
Позднее было объявлено о начале реформы ЖКХ, подразумевавшей, что отрасль будет преобразована из дотационной в коммерческую. Но наше ЖКХ — не та сфера, где такой переход возможно осуществить за короткий срок, скорых прибылей здесь ждать не приходится. Сегодня предприятия, оказывающие коммунальные услуги, являются коммерческими де-юре, но не дефакто. Они не в состоянии пока существенно изменить ситуацию с капитальным ремонтом.
Не готовыми оказались к реформе ЖКХ и сами граждане. Жильцы до сих пор не осознают, что, с одной стороны, необходимо занимать более активную позицию по отношению к своей управляющей компании, предъявлять требования, контролировать расходование средств, а с другой стороны, не стоит ждать, что ситуация с состоянием их жилых домов радикально изменится в течение нескольких месяцев и даже лет.
Какой, по Вашему мнению, должна быть роль властей различных уровней в решении вопроса ремонта изношенного жилья?
В региональных центрах власти уже в значительной степени осознают проблему, а значит, предпринимают соответствующие шаги: стремятся перераспределить бюджет — увеличить имеющуюся в бюджете статью на содержание жилищного фонда или создать новую с учетом потребностей ЖКХ. Но все же бюджетные возможности крайне ограничены.
В каждом регионе УрФО уже существуют или разрабатываются специальные программы, в которых одно из главных мест отводится капитальному ремонту зданий.
В своем последнем послании Президент РФ объявил о создании целевого инвестиционного фонда объемом 130 млрд руб. для нужд ЖКХ. Эти средства уже распределяются между регионами. Для страны в целом этот объем финансирования, конечно, совсем невелик, но важно, что сделан первый шаг — политический и стратегический. Таким образом, Президент обратил внимание правительства и всех уровней власти, а также бизнеса, в первую очередь крупного, на необходимость активнее содействовать решению проблем в сфере ЖКХ.
Насколько необходимо и возможно ли вообще привлекать инвестиции крупного бизнеса для поддержания состояния жилищного фонда?
К сожалению, сейчас коммунальным обслуживанием занимаются предприятия либо вновь создаваемые, либо преобразованные из предприятий муниципальных: вчера был ЖЭК или РЭУ, а сегодня стал частным предприятием. Откуда у него деньги на капитальный ремонт? В этой сфере их быстро не заработаешь. В результате управляющие организации выполняют только первоочередные задачи, которые ставят перед ними муниципалитет или жильцы, реагируя на указания, жалобы или аварийные ситуации. Средства на плановые капитальные работы могли бы появиться только с привлечением в отрасль крупных инвестиций.
Следует признать, что экономические механизмы, которые могли бы привлечь частный бизнес в сферу коммунального обслуживания, в настоящее время не действуют. Капитальный ремонт — сфера, мягко говоря, не отличающаяся высокой рентабельностью и быстротой оборота средств. Она требует очень долговременных вложений. Но в нашей стране реальность такова, что экономика пока в значительной степени подчиняется политике. Президент проявил политическую волю и указал на актуальность восстановления и реформирования ЖКХ. Думаю, что этот сигнал должен побудить руководителей федерального, регионального и муниципального уровней не только определенным образом распределять бюджетные средства, но и проводить политику по привлечению крупного капитала в эту отрасль.