Города строятся, растут, развиваются. Меняются материалы и технологии, совершенствуется оборудование и техника, и только леса остаются все так же неизменны, примитивны и ненадежны.
Вероятно, пренебрежительное у нас отношение к строительным лесам обусловлено тем, что их считают скорее подручными средствами, нежели оборудованием, требующим финансовых вложений. Между тем весь цивилизованный мир живет по другим принципам.
Строительные работы ведутся там в не меньших объемах, однако во главу угла ставится безопасность и экономическая эффективность любого оборудования. В том числе и лесов. Легкие, надежные, многофункциональные конструкции из алюминия как нельзя лучше отвечают этим требованиям. Они удобны в эксплуатации, устойчивы, прочны и эстетичны. Они не выглядят уродливым грязным пятном на лице города.
Кстати, проблемой фасадов исторической части Петербурга озабочены сегодня многие городские структуры. Так, на заседаниях городского штаба по благоустройству всерьез обсуждается вопрос о совершенствовании нормативных актов, определяющих порядок и методы ведения ремонтно-строительных работ. Почему же тогда до сих пор не находят применения алюминиевые строительные конструкции на стройплощадках нашего города?
Одна проблема, две причины
По мнению руководителя направления Zarges ЗАО «Кайман» Виктора Тимофеева, проблема невостребованности алюминиевого оборудования имеет две основные причины. Во-первых, алюминий – дорогостоящий материал и леса из него в 2–3 раза дороже обычных – стальных. Поэтому технологи стараются разработать такие конструкции, которые можно использовать для выполнения различных операций, комбинировать, строить всевозможные модули, тем самым повышая их экономическую эффективность.
Этот своеобразный трансформер, «Лего» для взрослых, требует профессиональной подготовки. С ним нельзя обращаться как со стальными конструкциями, которые, свалив в одну кучу после окончания работ, не жаль выбросить. Его надо беречь и охранять. Потому что в пунктах приема цветных металлов охотно берут алюминиевый лом и хорошо за него платят. Так что воровство в значительной степени влияет на решение руководителей строительных компаний о закупке алюминиевых конструкций.
Второй причиной является неоправданно низкая стоимость рабочей силы в России. В последние годы все чаще на стройках нашего города работают так называемые «гастарбайтеры». Граждане другого государства здесь не защищены ни своим, ни российским законодательством, а потому бесправны. Приобретать дорогостоящее оборудование, чтобы обеспечить им достойные, безопасные условия труда, никто не собирается.
Подписывая контракт на работу в России, они заранее согласны на все. И за те несчастные случаи, что нередко происходят на строительных площадках, ответственности никто не несет. Это в Европе подобное происшествие получает широкий общественный резонанс, влечет за собой расследование и наказание виновных.
У нас ничто не ценится так дешево, как человеческая жизнь. Неслучайно в списках клиентов компаний, продающих качественные алюминиевые строительные леса, практически отсутствуют крупнейшие, известные строительные корпорации. Однако отдельные покупатели все-таки есть, а значит, рынок алюминиевых строительных лесов существует.
Главное – цена
Увы, пока основным определяющим фактором российского рынка строительных лесов является цена. А потому высококлассное оборудование таких признанных во всем мире производителей, как Zarges (Германия), Krause (Германия), SGB (Англия), LAYHER (Германия), Alpos (Словения), Centaure (Франция), Sicos(SVELT) (Италия) представлено скромно.
Хорошее профессиональное оборудование не может быть дешевым по определению. Оно сделано так, чтобы количество подъемов на него равнялось количеству спусков. Оно безопасно и многофункционально, из комплекта такого оборудования можно конструировать передвижные вышки, собирать лестницы, подъемники, приспособления для работы в стесненных условиях, куда с обычного оборудования не добраться. Оно пригодно для работы на фасадах и в помещениях, на лестничных пролетах и в сферических, купольных конструкциях. Оно мобильно и долговечно, кроме того, такие строительные леса не крепятся к фасадам зданий, так что потом не возникает надобности зашпаклевывать отверстия в местах крепежа.
Неслучайно при проведении реставрационных работ объектов, представляющих историческую и культурную ценность, таких как Эрмитаж, Русский музей, Екатерининский дворец, а также соборов и церквей стараются использовать алюминиевые строительные леса. Потому что экономия в этом вопросе подчас оборачивается убытками. Да и мнение руководителей строительных компаний постепенно меняется, они больше начинают уделять внимания закупке качественных строительных лесов.
Однако…
Однако назвать рынок алюминиевых строительных лесов стабильно развивающимся было бы неправильно. Его состояние меняется каждый год. Те дилеры и производители, которые пришли сюда 8–10 лет назад, в основном остались и продолжают работать, справедливо считая, что время тоже работает на них. Однако каждый год на рынке появляется новый игрок. Как правило, он приходит с мощной рекламной поддержкой, достаточно агрессивными, броскими слоганами и, предлагая менее качественное оборудование по более низкой цене, оттягивает в свою сторону около 25% рынка.
В результате те заказчики, которые копили деньги на оборудование Zarges, LAYHER, SGB или Centaure, получают возможность приобрести импортный товар за меньшую цену. Разумеется, впоследствии они понимают разницу между высококлассным и просто качественным оборудованием, но... Через несколько лет им приходится снова изыскивать средства на новые строительные конструкции. Товар, получивший международные сертификаты ISO, DIN, а также имеющий гарантию 10 лет, дешевым быть не может.
Как поведет себя этот сегмент рынка строительного оборудования завтра, специалисты прогнозируют с большой осторожностью. Слишком много факторов экономических, внутриполитических и международных влияет на его развитие. И хотя о какой-то линейности этого процесса говорить пока рано, наверное, он будет меняться в сторону качественного оборудования. Ведь не зря говорят немецкие производители: «Мы продаем не просто лестницу, мы продаем безопасность».