Рубрика:
В данном обзоре мы, не претендуя на всеобъемлющую полноту изложения, постараемся восполнить недостаток информации, необходимой покупателю, отправляющемуся в магазин за керамической плиткой. Итак, приступим. |
|
Керамическая плитка – наша дальняя родственница, ведь если верить Библии, человек тоже сделан из глины. Но, кроме шуток. Керамическая плитка – действительно наша хорошая знакомая. Казалось бы, сделать выбор во всем ее разнообразии очень просто. Однако требования, которые выставляет потребитель к качеству товара, а именно: цена, размеры, цвет, характер поверхности, предназначение, профессионалы считают заниженными и банальными. И виной всему – отсутствие информации, позволяющей осознанно выбрать действительно то, что нужно. В данном обзоре мы, не претендуя на всеобъемлющую полноту изложения, постараемся восполнить недостаток информации, необходимой покупателю, отправляющемуся в магазин за керамической плиткой. Итак, приступим.
Стандарты и технологии
Керамическая плитка подразделяется, помимо вышеперечисленных свойств, на целый ряд классов в соответствии с нашим нетребовательным ГОСТом и критериями UNI CEN (Европейской комиссией стандартизации).
Один из наиболее актуальных в настоящее время факторов - степень экологической чистоты материала. И это совсем не пустая формальность. Керамическая плитка изготавливается из природных компонентов: тщательно перемолотой гранулированной глины, содержащей преимущественно глинозем (полевой шпат и каолин). Несложно догадаться, что здоровье потребителя находится в прямой зависимости от того, насколько свободна от радиоактивных и токсических загрязнений территория, на которой ведется добыча глины.
Выделяют, по крайней мере, шесть классов настенной (или облицовочной) плитки. Дифференциация осуществляется на основании проверки ряда параметров. Например, плитке высшего класса соответствует погрешность отклонений по длине и ширине, не превышающая 0,5%. К этому же классу относится плитка с отклонением углов не более 0,3% от угла 900. Линейные параметры ответственны за аккуратность кладки, прямолинейность и равномерность толщины межплиточных швов.
Плоскость поверхности, покрытой плиткой, во многом связана с качеством каждой из них. Изделия, обладающие даже незначительной деформацией срединной части или краев, образуют неравномерную бликующую поверхность.
Кроме линейных параметров, важную роль играет такой показатель качества плитки, как физико-химическая устойчивость. Если плитка деформируется со временем, то о ее качестве мы не можем сказать ничего утешительного - оно попросту низкое.
При выборе следует обратить внимание на структуру самой плитки, а точнее на ее пористость. От показателя пористости зависит одна из главных характеристик плитки - водопоглощение (чем больше пористость основы, тем выше водопоглощение плитки).
А ведь кафельная плитка используется в помещениях с повышенной влажностью: в ванной комнате, санузле и на кухне! Кафель, склонный достаточно активно абсорбировать влагу, может изменять свои линейные размеры, разрушать связующий материал, а потом и выпасть. Водопоглощение является тем критерием, который определяет многие технические и эксплуатационные характеристики плитки.
Стандарт требует, чтобы увеличение веса образца при насыщении влагой в специальном испытательном устройстве не превышало 1% (признак хорошего качества - утяжеление не более чем на 0,03%). Проверяется плитка и на термическое воздействие, и на обработку агрессивными жидкостями, такими как различные кислоты, калиевая щелочь, составляющие бытовой химии. В среднем, испытания длятся в течение месяца.
Не лишнее условие - устойчивость к механическим ударам. Ее определяют с помощью стального шарика (по Британскому стандарту BS1281, вес его - 28,35 г, диаметр - 19 мм). Шарик падает на поверхность плитки с высоты, которая предопределяется толщиной опытного образца. Высота в 100 миллиметров - для 4-миллиметровой плитки, 700 миллиметров - для 10-миллиметровой. Изделие считается устойчивым, если семь из десяти образцов остались неповрежденными.
Поверхность глазурованной плитки тестируется также на истирание абразивными веществами. Это делается с помощью стержней из минералов заданной твердости. В соответствии со шкалой Mohs (она включает 10 классов: от талька до алмаза) определяют качество плитки. Минимальные требования к поверхностной устойчивости глазурованной плитки - Mohs 5, для матовых и прочих плиток они несколько выше - Mohs 6. Плитку с показателем Mohs 8-9 можно считать вполне пригодной для любых стен в квартире.
Напольная плитка, которая подвергается значительно более серьезным физическим нагрузкам, чем настенная, должна обладать и большей устойчивостью к длительным воздействиям абразивами. По абразивной стойкости различают несколько классов в соответствии с P.E.I.-тестом. Он заключается в обработке поверхности плитки составом из металлической крошки различных размеров, корундовой пудры и дистиллированной воды в течение четырех минут при определенной скорости вращения (300 оборотов в минуту), чем имитируется усиленный износ.
Качественные показатели во многом зависят от состава используемой глины: содержащийся в ней кремнезем ухудшает физические параметры готового изделия.
Производственный цикл включает два основных этапа - формовку и обжиг. В наши дни процесс изготовления осуществляется на высокотехнологичном оборудовании. Готовые изделия контролируются автоматически с помощью оптики. Даже минимальный брак по размеру, качеству поверхности, углов и краев немедленно отправляется в переработку. Уважающие себя и своих покупателей фирмы указывают в каталогах определенный набор параметров, по которым оценивается та или иная модификация плитки, и можно быть уверенным, что весь поступающий в продажу товар соответствует этим параметрам. При покупке плитки ее качественные показатели вы можете уточнить магазине.
У тех, кто прошагал не один километр по отделам магазинов керамики в поисках чего-то исключительного, складывается предубеждение, которое может развеять не любой продавец. А именно - то, что плитка из белой глины двойного обжига намного выше качеством, чем, скажем, из красной. Но это не совсем верно.
Керамическая плитка производится из красной и белой массы преимущественно методом прессования. В состав массы входят красная или белая глина соответственно, а также кварцевый песок, алюмосиликаты кальция и магния (полевые шпаты) и (или) карбонаты. По названию масс становится понятно, что главное отличие должно быть в цвете утиля (керамического тела плитки). В первом случае утиль получается красновато-коричневым, во втором - белым или же светло-бежевым. Основной структурный параметр керамического утиля - это пористость, которая обусловливает механическую прочность и водопоглощение изделия. Чем выше пористость, тем больше водопоглощение и меньше прочность. Мы уже говорили о взаимосвязи пористости, водопоглощения и качества изделия, здесь мы видим, чем она обусловлена.
Керамика обжигается при температуре - 900-1250°С. Процесс обжига занимает от 40 до часа и более. Именно от температуры и продолжительности данной процедуры, а не от исходной массы или количества обжигов зависит пористость утиля плитки. Даже то, спекается ли масса одновременно с глазурью (как при однократном обжиге) или отдельно от нее (как при двукратном) - значения нет. Это вопрос применения разных технологий для достижения одного результата. Растет только цена: больше обжигов - больше затраченной энергии - выше цена. Таким образом, изделия для внутренней облицовки стен на основе красной или белой массы, произведенные с однократным или двукратным обжигом, в итоге абсолютно ничем не отличаются, кроме цвета и цены.
Тем не менее, белая глина (каолин) пластичнее и позволяет добиваться большей точности размеров. А это очень важный показатель при укладке и дальнейшей эксплуатации. Кроме того, цвет основы имеет значение при создании коллекций из неглазурованной или покрытой прозрачными глазурями плитки.
Чаще всего керамика из белой глины имеет французскую, британскую или немецкую маркировку, так как именно в этих странах находятся каолиновые месторождения.
Тенденции
Технические характеристики плитки стандартизованы и определяют лишь часть ее стоимости. Вторая составляющая - дизайн - параметр сугубо субъективный. Но именно им обусловлен успех продаж той или иной коллекции (серии), потому что в итоге плитка, как и платье, выбирается исходя из индивидуальных пристрастий. Специалистов видят определенную взаимосвязь между культом одежды и производством керамической плитки. Ее рисунок, цвет, фактура - в некотором роде вариации на тему модных веяний в дизайне тканей и одежды. Итак, каковы тенденции нынешнего сезона? Как же формируется «керамическая» мода?
Большой формат. «Скромные» размеры, вроде квадратиков 15х15 см. уже не так популярны. Если уж квадрат, то, как минимум, 20Ч20 см, а то и 25Ч25 см. Еще лучше прямоугольники, размеры которых сейчас варьируются в диапазоне от «скромных» 10Ч30 до 30Ч60 см., а в некоторых керамических «бутиках» можно отыскать и поражающие воображение - не плитки - плиты, размером 45х45 и 60х60 см. Один из наиболее «модных» форматов плитки на рынке - 11,1Ч33,3 см.
Однако излишний радикализм в дизайне никогда себя не оправдывал. Поэтому и уютные кухонные «фартуки», выложенные плиткой 10Ч10 см, и стены в ванной, облицованные модулями 20Ч20 см, еще очень долго не выйдут из моды. Предрассудки существуют и относительно декоративных особенностей плитки малого формата. Дизайнеры обычно не советуют использовать небольшую плитку в больших помещениях. До некоторой степени это верно, но с другой стороны никто не вынуждает подчеркивать истинный размер модулей. Нехитрый прием - с помощью декоративного шва можно выделить элемент любого формата. Также можно использовать цветные модули, созданные из небольших плиток.
Укладка: вертикаль и горизонталь. В последние годы сформировалось устойчивое дизайнерское мнение, что прямоугольную плитку нужно укладывать вертикально. Считается, что вертикальные линии воспринимаются человеком, как движение ввысь и ассоциируются с его вертикальным положением. Горизонталь же на эмоциональном уровне глаз «расшифровывает» как максимально достижимое спокойствие и умиротворение, для него это своего рода размеренное, описательное «повествование».
Поэтому так популярны сейчас вертикальные линии, стремящиеся к потолку полоски, барельефные растительные орнаменты, «колонны». Современная классика воспроизводит все непременные атрибуты классики традиционной, но, пожалуй, более сдержанна в деталях.
Тем не менее, не все так однозначно. Популярный и получивший широкое распространение формат 10Ч30 см., да и не он один, способствует утверждению тенденции горизонтальной укладки. Даже декоры, до недавнего времени выполнявшиеся преимущественно по «короткой» (меньшей) стороне прямоугольника, теперь делают также и по «длинной».
Однако, выбирая керамическую плитку из всего богатства и многообразия, следует исходить также из габаритов помещения. Скажем, для ванной комнаты, небольшой по высоте, предпочтительней все-таки будет вертикальный вариант укладки и, соответственно, подобрать определенную коллекцию керамики. Это зрительно изменит габариты помещения, раздвинет пространство.
Имеет место быть и трудоемкая в исполнении укладка плитки вперебивку (ромбами). Она замечательно смотрится в монохромных коллекциях для кухонь и (реже) ванных комнат.
Минималистический стиль. Поставщики заверяют, что это самый модный на сегодняшний день стиль в керамике, геометрически строгий и лаконичный. Иные коллекции являют собой истинный, классический минимализм: белая (светлая) плитка и темные вставки-полосы. Однако разнообразие фактур, которые способна имитировать современная керамика, заставляет-таки поломать голову над выбором: глянец или категоричная матовость, «мрамор» или «натуральный камень»?
Фотореалистичные изображения наряду с минимализмом - тренд последнего года. Пока здесь активно разрабатывается флористическая тема. Предпочтение отдается яркому, насыщенному и живому цвету. Рисунок наносится, как и традиционным методом, так и методом, создающим пространственный эффект. Суть пространственного метода в нанесении изображения на тонкое стеклянное основании, поверх которого залит еще один, более толстый слой стекла, за счет чего картинка приобретает глубину и способна передавать игру цвета при разных точках зрения.
Рельефы. Тактильные ощущения - это один из способов восприятия мира. И, как давно доказано психологами, он не менее эффективен, чем аудиовизуальный. Шероховатости, неровности и изгибы дают возможность керамике «разговаривать» с человеком. Плитка наощупь передает фактуру вулканического туфа, мятой бумаги, даже мягкой ткани (!). С закрытыми глазами можно легко обмануться!
Имитация материалов. Тоже новый и очень популярный прием исполнения облицовки. Поверхности керамики воспроизводят фактуру кожи рептилий, рябь воды, ручейки, зеркало. Цельные плитки большого размера имитируют мозаичное полотно, а элементы декора своим внешним видом «повторяют» блеск ванных хромированных аксессуаров. Трудно поверить, что в основе декора из «стали», с приглушенным блеском - все та же глина. Один из самых современных приемов - имитация трехмерных изображений, нанесенных методом платиновой печати. Он имитирует, скорее не материал, а компьютерную 3D графику.
Кстати, вышеуказанную «мозаику» предпочитают сейчас очень многие производители плитки. Да и трудно устоять перед относительно простой альтернативой традиционным орнаментам из цветной глазури. Фабрики идут разными путями: одни предлагают декоративные композиции из разноцветной стеклянной мозаики, другие производят плитку, которая мозаику лишь имитирует. В основе производства искусного подражания - достаточно простой процесс. На поверхности керамической плитки выштамповывают клетки и затем окрашивают в разные оттенки, чтобы создавалась видимость так называемого «микса». После укладки псевдомозаики выштампованные швы затираются, так что их трудно отличить от настоящих.
Главное преимущество псевдомозаики заключается в возможности облицовки криволинейных поверхностей (ниш, колонн, душевых кабин) без использования дорогой мозаики из стекла.
Цвет. Пользуется неизменным спросом, как сочный, «звенящий» цвет, так и пастельный, приглушенный, мягкий. Колористические сочетания - преимущественно контрастны, активны. Белый и темно-зеленый, винный и бежевый, и так до бесконечности. Многие производители предлагают нам самим поиграть созвучием цветов и создать свою неповторимую цветовую гармонию, предлагая коллекции из набора различных оттенков, нескольких форматов и видов поверхности. Для тех, кто не хочет тратить время на творческие эксперименты, производители предлагают до полусотни оригинальных типовых схем укладки.
Новые декоры.
С помощью такого популярного сейчас декора можно расставить совершенно неожиданные акценты в облицовке, выполненной самой обычной керамикой. Фризы, плинтусы, вставки, модули, интегрирующиеся в фоновую плитку - это прекрасный способ сделать интерьер, облицованный керамической плиткой сугубо индивидуальным. Более того, многие элементы декора используются дизайнерами по умолчаниям
Тренд последних двух лет - цветы. Буйство флоры на фризах характерно для коллекций ванной керамики. А вот декоры с фруктами и ягодами, стилизованной, бесконечно трогательной кухонной утварью - для уютных кухонь в стиле кантри.
Ретро. Характерной тенденцией в дизайне керамической плитки является создание видимости ручного труда, так называемый рустикальный эффект (неровности, «состаренная» поверхность, неоднородность тона). Многие фабрики предлагают коллекции, в которых прослеживаются тенденции второй половины XX в. Производители предлагают «вернуться» в эпоху зажигательных ритмов и красок «диско» восьмидесятых, поп-арта, уорхолловских рисунков и винтажа семидесятых, контрастных цветов шестидесятых, новаторских форм пятидесятых.
Что надо знать при выборе плитки?
Как бы ни понравился вам рисунок или фактура плитки, при покупке нужно учесть массу других ее характеристик. Как мы уже говорили, не вся плитка одинакова, поэтому не спешите с выбором. Конечно, прежде всего, советуем консультироваться с продавцами и менеджерами. Они помогут учесть все нюансы и особенность в зависимости от будущего места и назначения плитки.
При самостоятельном выборе плитки необходимо обратить внимание на пиктограммы - символы, нанесенные на упаковку.
Кисть руки - настенная плитка.
Ступня на черном фоне - напольная плитка.
Ступня на заштрихованном фоне - повышенная износостойкость.
Снежинка - морозоустойчивость.
Лепесток пламени с цифрой 1 или 2 - количество обжигов плитки. Две одинаковые пиктограммы на упаковке указывают на повышенное качество изделия.
Не менее важно учитывать и конкретное место ее назначения: пол, стены или их отдельные участки. Скажем, если вы хотите использовать плитку для облицовки стен ванной комнаты, нужно учесть, что пол и стены ванной контактируют с химическими реагентами, оставляющими пятна (средствами личной гигиены, косметикой и т.п.). Здесь требуется кафельная плитка с повышенными химическими характеристиками, низкой пористостью, хорошей кислотостойкостью и сопротивляемостью основаниям. Эти свойства становятся еще более важными, если речь идет об облицовке бассейнов, где вода подвергается регулярным и разрушительным для кафеля химическим воздействиям. О таких свойствах в их максимальном выражении вам скажет символ АА на упаковке. Более низкая устойчивость к химическим воздействиям будет у плитки с символом А и далее по убыванию - В, С и Д.
На что «посадим»?
Подкладочным слоем при укладке кафельной плитки является специальная цементно-клеевая смесь (традиционный вариант), либо различные клеящие вещества. В большинстве случаев достаточно использовать «стандартную» цементно-клеевую смесь. Особые случаи - это бассейны и укладка керамической плитки вне помещений. В данных случаях следует использовать специальную «усиленную» морозо- и влагостойкую цементно-клеевую смесь.
Глазурованную плитку не рекомендуется укладывать на улице. Причина заключается не в том, что плитка для этого не пригодна, а в том, что для укладки такой плитки требуются очень специальные навыки (плитка должна укладываться на специальную подушку из песка, битого стела и пластика, не плоско, а с небольшим, чуть заметным уклоном, чтобы обеспечивался сток воды и т.д.)
Очень большое значение имеет применение специальных веществ для укладки плитки и затирки швов. На стыках стены и пола обязательно должны устанавливаться плинтусы, исключающие попадание стекающей со стен воды под плитку. Настенная плитка укладывается на выровненную основу с величиной шва между плитками 1-2 см, тогда как на полу рекомендуется оставлять шов 3-6 см.
Напольную плитку не рекомендуется укладывать встык, без затирки, так это создает вполне благоприятную среду для размножения вредноносных бактерий и микроорганизмов.
Расшивка (или затирка) в настоящее время очень востребованна и используется, если не повсеместно, то в добрых 90% случаев. Помимо защитных и скрепляющих функций, она несет на себе и декоративные - цветом затирки можно подчеркнуть цвет или рисунок плитки, «выделить» тот или иной фрагмент. В настоящее время наиболее актуальны либо белая затирка, либо контрастная с фоном (колорированная). Стандартный размер шва - 0,6 мм., но для воплощения в жизнь декораторских фантазий, его допустимо и увеличить.
Хозяйке на заметку...
Кафельная плитка - долговечный и не требовательный в уходе материал. Тем не менее, и здесь есть своя специфика. Так, например, при уборке следует избегать использования очень сильных и агрессивных моющих средств на кислотной основе, таких, какие применяются, например, для чистке унитазов: даже если они не наносят вред плитке, они могут повредить швы, заделанные материалами на основе цемента. Отличной сопротивляемостью химическим воздействиям обладают лишь швы, заделанные эпоксидными материалами. Необходимо максимально ограничить применение абразивных средств (например, металлических щеток), особенно, если плитка имеет глянцевую поверхность.
Разумеется, на этом рассказ о кафельной плитке не окончен. Как и о любом другом предмете отделки интерьера, о ней можно говорить бесконечно. Возможно, к этой неисчерпаемой теме «ДСВ» вернется еще не раз...
В данном обзоре мы, не претендуя на всеобъемлющую полноту изложения, постараемся восполнить недостаток информации, необходимой покупателю, отправляющемуся в магазин за керамической плиткой. Итак, приступим.
Стандарты и технологии
Керамическая плитка подразделяется, помимо вышеперечисленных свойств, на целый ряд классов в соответствии с нашим нетребовательным ГОСТом и критериями UNI CEN (Европейской комиссией стандартизации).
Один из наиболее актуальных в настоящее время факторов - степень экологической чистоты материала. И это совсем не пустая формальность. Керамическая плитка изготавливается из природных компонентов: тщательно перемолотой гранулированной глины, содержащей преимущественно глинозем (полевой шпат и каолин). Несложно догадаться, что здоровье потребителя находится в прямой зависимости от того, насколько свободна от радиоактивных и токсических загрязнений территория, на которой ведется добыча глины.
Выделяют, по крайней мере, шесть классов настенной (или облицовочной) плитки. Дифференциация осуществляется на основании проверки ряда параметров. Например, плитке высшего класса соответствует погрешность отклонений по длине и ширине, не превышающая 0,5%. К этому же классу относится плитка с отклонением углов не более 0,3% от угла 90°. Линейные параметры ответственны за аккуратность кладки, прямолинейность и равномерность толщины межплиточных швов.
Плоскость поверхности, покрытой плиткой, во многом связана с качеством каждой из них. Изделия, обладающие даже незначительной деформацией срединной части или краев, образуют неравномерную бликующую поверхность.
Кроме линейных параметров, важную роль играет такой показатель качества плитки, как физико-химическая устойчивость. Если плитка деформируется со временем, то о ее качестве мы не можем сказать ничего утешительного - оно попросту низкое.
При выборе следует обратить внимание на структуру самой плитки, а точнее на ее пористость.
От показателя пористости зависит одна из главных характеристик плитки - водопоглощение (чем больше пористость основы, тем выше водопоглощение плитки).
А ведь кафельная плитка используется в помещениях с повышенной влажностью: в ванной комнате, санузле и на кухне! Кафель, склонный достаточно активно абсорбировать влагу, может изменять свои линейные размеры, разрушать связующий материал, а потом и выпасть. Водопоглощение является тем критерием, который определяет многие технические и эксплуатационные характеристики плитки.
Стандарт требует, чтобы увеличение веса образца при насыщении влагой в специальном испытательном устройстве не превышало 1% (признак хорошего качества - утяжеление не более чем на 0,03%). Проверяется плитка и на термическое воздействие, и на обработку агрессивными жидкостями, такими как различные кислоты, калиевая щелочь, составляющие бытовой химии. В среднем испытания длятся в течение месяца.
Не лишнее условие - устойчивость к механическим воздействиям. Ее определяют с помощью стального шарика (по Британскому стандарту BS1281, вес его - 28,35 г, диаметр - 19 мм). Шарик падает на поверхность плитки с высоты, которая предопределяется толщиной опытного образца. Высота в 100 мм. - для 4-миллиметровой плитки, 700 миллиметров - для 10-миллиметровой. Изделие считается устойчивым, если семь из десяти образцов остались неповрежденными.
Поверхность глазурованной плитки тестируется также на истирание абразивными веществами. Это делается с помощью стержней из минералов заданной твердости. В соответствии со шкалой Mohs (она включает 10 классов: от талька до алмаза) определяют качество плитки. Минимальные требования к поверхностной устойчивости глазурованной плитки - Mohs 5, для матовых и прочих плиток они несколько выше - Mohs 6. Плитку с показателем Mohs 8-9 можно считать вполне пригодной для любых стен в квартире.
Напольная плитка, которая подвергается значительно более серьезным физическим нагрузкам, чем настенная, должна обладать и большей устойчивостью к длительным воздействиям абразивами. По абразивной стойкости различают несколько классов в соответствии с P.E.I.тестом. Он заключается в обработке поверхности плитки составом из металлической крошки различных размеров, корундовой пудры и дистиллированной воды в течение четырех минут при определенной скорости вращения (300 оборотов в минуту), чем имитируется усиленный износ.
Качественные показатели во многом зависят от состава используемой глины: содержащийся в ней кремнезем ухудшает физические параметры готового изделия.
Производственный цикл включает два основных этапа - формовку и обжиг. В наши дни процесс изготовления осуществляется на высокотехнологичном оборудовании.
Готовые изделия контролируются автоматически с помощью оптики. Даже минимальный брак по размеру, качеству поверхности, углов и краев немедленно отправляется в переработку. Уважающие себя и своих покупателей фирмы указывают в каталогах определенный набор параметров, по которым оценивается та или иная модификация плитки, и можно быть уверенным, что весь поступающий в продажу товар соответствует этим параметрам. При покупке плитки ее качественные показатели вы можете уточнить в магазине.
У тех, кто прошагал не один километр по отделам магазинов керамики в поисках чего-то исключительного, складывается предубеждение, которое может развеять не любой продавец. А именно - то, что плитка из белой глины двойного обжига намного выше качеством, чем, скажем, из красной. Но это не совсем верно.
Керамическая плитка производится из красной и белой массы преимущественно методом прессования. В состав массы входят красная или белая глина соответственно, а также кварцевый песок, алюмосиликаты кальция и магния (полевые шпаты) и (или) карбонаты. По названию масс становится понятно, что главное отличие должно быть в цвете утиля (керамического тела плитки). В первом случае утиль получается красновато-коричневым, во втором - белым или же светлобежевым. Основной структурный параметр керамического утиля - это пористость, которая обусловливает механическую прочность и водопоглощение изделия. Чем выше пористость, тем больше водопоглощение и меньше прочность. Мы уже говорили о взаимосвязи пористости, водопоглощения и качества изделия, здесь мы видим, чем она обусловлена.
Керамика обжигается при температуре - 900-1250°С. Процесс обжига занимает от 40 минут до часа и более. Именно от температуры и продолжительности данной процедуры, а не от исходной массы или количества обжигов зависит пористость утиля плитки. Даже то, спекается ли масса одновременно с глазурью (как при однократном обжиге) или отдельно от нее (как при двукратном) - значения нет. Это вопрос применения разных технологий для достижения одного результата. Растет только цена: больше обжигов - больше затраченной энергии - выше цена. Таким образом, изделия для внутренней облицовки стен на основе красной или белой массы, произведенные с однократным или двукратным обжигом, в итоге абсолютно ничем не отличаются, кроме цвета и цены.
Тем не менее, белая глина (каолин) пластичнее и позволяет добиваться большей точности размеров. А это очень важный показатель при укладке и дальнейшей эксплуатации. Кроме того, цвет основы имеет значение при создании коллекций из неглазурованной или покрытой прозрачными глазурями плитки.
Чаще всего керамика из белой глины имеет итальянскую, французскую или немецкую маркировку, так как именно в этих странах находятся каолиновые месторождения.
Тенденции
Технические характеристики плитки стандартизованы и определяют лишь часть ее стоимости. Вторая составляющая - дизайн - параметр сугубо субъективный. Но именно им обусловлен успех продаж той или иной коллекции (серии), потому что в итоге плитка, как и платье, выбирается исходя из индивидуальных пристрастий. Специалисты видят определенную взаимосвязь между культом одежды и производством керамической плитки. Ее рисунок, цвет, фактура - в некотором роде вариации на тему модных веяний в дизайне тканей и одежды. Итак, каковы тенденции нынешнего сезона? Как же формируется «керамическая» мода?
Большой формат. «Скромные» размеры, вроде квадратиков 15х15 см. уже не так популярны. Если уж квадрат, то, как минимум, 20х20 см, а то и 25х25 см. Еще лучше прямоугольники, размеры которых сейчас варьируются в диапазоне от «скромных» 10х30 до 30х60 см., а в некоторых керамических «бутиках» можно отыскать и поражающие воображение - не плитки - плиты, размером 45х45 и 60х60 см. Один из наиболее «модных» форматов плитки на рынке - 11,1х33,3 см.
Однако излишний радикализм в дизайне никогда себя не оправдывал. Поэтому и уютные кухонные «фартуки», выложенные плиткой 10х10 см, и стены в ванной, облицованные модулями 20х20 см, еще очень долго не выйдут из моды. Предрассудки существуют и относительно декоративных особенностей плитки малого формата. Дизайнеры обычно не советуют использовать небольшую плитку в больших помещениях. До некоторой степени это верно, но с другой стороны, никто не вынуждает подчеркивать истинный размер модулей. Нехитрый прием - с помощью декоративного шва можно выделить элемент любого формата. Также можно использовать цветные модули, созданные из небольших плиток.
Укладка: вертикаль и горизонталь. В последние годы сформировалось устойчивое дизайнерское мнение, что прямоугольную плитку нужно укладывать вертикально. Считается, что вертикальные линии воспринимаются человеком как движение ввысь и ассоциируются с его вертикальным положением. Горизонталь же на эмоциональном уровне глаз «расшифровывает» как максимально достижимое спокойствие и умиротворение, для него это своего рода размеренное, описательное «повествование».
Поэтому так популярны сейчас вертикальные линии, стремящиеся к потолку полоски, барельефные растительные орнаменты, «колонны». Современная классика воспроизводит все непременные атрибуты классики традиционной, но, пожалуй, более сдержанна в деталях.
Тем не менее, не все так однозначно. Популярный и получивший широкое распространение формат 10х30 см., да и не он один, способствует утверждению тенденции горизонтальной укладки. Даже декоры, до недавнего времени выполнявшиеся преимущественно по «короткой» (меньшей) стороне прямоугольника, теперь делают также и по «длинной».
Однако, выбирая керамическую плитку из всего богатства и многообразия, следует исходить также из габаритов помещения. Скажем, для ванной комнаты, небольшой по высоте, предпочтительней всетаки будет вертикальный вариант укладки и, соответственно, подобрать определенную коллекцию керамики. Это зрительно изменит габариты помещения, раздвинет пространство.
Имеет место быть и трудоемкая в исполнении укладка плитки вперебивку (ромбами). Она замечательно смотрится в монохромных коллекциях для кухонь и (реже) ванных комнат.
Минималистический стиль. Поставщики заверяют, что это самый модный на сегодняшний день стиль в керамике, геометрически строгий и лаконичный. Иные коллекции являют собой истинный, классический минимализм: белая (светлая) плитка и темные вставкиполосы. Однако разнообразие фактур, которые способна имитировать современная керамика, заставляет-таки поломать голову над выбором: глянец или категоричная матовость, «мрамор» или «натуральный камень»? Фотореалистичные изображения наряду с минимализмом - тренд последнего года. Пока здесь активно разрабатывается флористическая тема. Предпочтение отдается яркому, насыщенному и живому цвету. Рисунок наносится, как и традиционным методом, так и методом, создающим пространственный эффект. Суть пространственного метода в нанесении изображения на тонкое стеклянное основании, поверх которого залит еще один, более толстый слой стекла, за счет чего картинка приобретает глубину и способна передавать игру цвета при разных точках зрения.
Рельефы. Тактильные ощущения - это один из способов восприятия мира. И, как давно доказано психологами, он не менее эффективен, чем аудиовизуальный. Шероховатости, неровности и изгибы дают возможность керамике «разговаривать» с человеком. Плитка наощупь передает фактуру вулканического туфа, мятой бумаги, даже мягкой ткани (!). С закрытыми глазами можно легко обмануться!
Имитация материалов. Тоже новый и очень популярный прием исполнения облицовки. Поверхности керамики воспроизводят фактуру кожи рептилий, рябь воды, ручейки, зеркало. Цельные плитки большого размера имитируют мозаичное полотно, а элементы декора своим внешним видом «повторяют» блеск ванных хромированных аксессуаров. Трудно поверить, что в основе декора из «стали», с приглушенным блеском - все та же глина. Один из самых современных приемов - имитация трехмерных изображений, нанесенных методом платиновой печати. Он имитирует, скоре, не материал, а компьютерную 3D-графику.
Кстати, вышеуказанную «мозаику» предпочитают сейчас очень многие производители плитки. Да и трудно устоять перед относительно простой альтернативой традиционным орнаментам из цветной глазури. Фабрики идут разными путями: одни предлагают декоративные композиции из разноцветной стеклянной мозаики, другие производят плитку, которая мозаику лишь имитирует. В основе производства искусного подражания - достаточно простой процесс. На поверхности керамической плитки выштамповывают клетки и затем окрашивают в разные оттенки, чтобы создавалась видимость так называемого «микса». После укладки псевдомозаики выштампованные швы затираются, так что их трудно отличить от настоящих.
Главное преимущество псевдомозаики заключается в возможности облицовки криволинейных поверхностей (ниш, колонн, душевых кабин) без использования дорогой мозаики из стекла.
Цвет. Пользуется неизменным спросом, как сочный, «звенящий» цвет, так и пастельный, приглушенный, мягкий. Колористические сочетания - преимущественно контрастны, активны. Белый и темно-зеленый, винный и бежевый, и так до бесконечности. Многие производители предлагают нам самим поиграть созвучием цветов и создать свою неповторимую цветовую гармонию, предлагая коллекции из набора различных оттенков, нескольких форматов и видов поверхности. Для тех, кто не хочет тратить время на творческие эксперименты, производители предлагают до полусотни оригинальных типовых схем укладки.
Новые декоры.
С помощью такого популярного сейчас декора можно расставить совершенно неожиданные акценты в облицовке, выполненной самой обычной керамикой. Фризы, плинтусы, вставки, модули, интегрирующиеся в фоновую плитку - это прекрасный способ сделать интерьер, облицованный керамикой плиткой сугубо индивидуальным. Более того, многие элементы декора используются дизайнерами по умолчанию.
Тренд последних двух лет - цветы. Буйство флоры на фризах характерно для коллекций ванной керамики. А вот декоры с фруктами и ягодами, стилизованной, бесконечно трогательной кухонной утварью - для уютных кухонь в стиле кантри.
Ретро. Характерной тенденцией в дизайне керамической плитки является создание видимости ручного труда, так называемый рустикальный эффект (неровности, «состаренная» поверхность, неоднородность тона). Многие фабрики предлагают коллекции, в которых прослеживаются тенденции второй половины XX в. Производители предлагают «вернуться» в эпоху зажигательных ритмов и красок «диско» восьмидесятых, поп-арта, уорхолловских рисунков и винтажа семидесятых, контрастных цветов шестидесятых, новаторских форм пятидесятых.
Что надо знать при выборе плитки?
Как бы ни понравился вам рисунок или фактура плитки, при покупке нужно учесть массу других ее характеристик. Как мы уже говорили, не вся плитка одинакова, поэтому не спешите с выбором. Конечно, прежде всего, советуем консультироваться с продавцами и менеджерами. Они помогут учесть все нюансы и особенности в зависимости от будущего места и назначения плитки. При самостоятельном выборе плитки необходимо обратить внимание на пиктограммы - символы, нанесенные на упаковку:
Кисть руки - настенная плитка. Ступня на черном фоне - напольная плитка. Ступня на заштрихованном фоне повышенная износостойкость. Снежинка морозоустойчивость. Лепесток пламени с цифрой 1 или 2 - количество обжигов плитки. Две одинаковые пиктограммы на упаковке указывают на повышенное качество изделия.
Не менее важно учитывать и конкретное место ее назначения: пол, стены или их отдельные участки. Скажем, если вы хотите использовать плитку для облицовки стен ванной комнаты, нужно учесть, что пол и стены ванной контактируют с химическими реагентами, оставляющими пятна (средствами личной гигиены, косметикой и т.п.). Здесь требуется кафельная плитка с повышенными химическими характеристиками, низкой пористостью, хорошей кислотостойкостью и сопротивляемостью основаниям. Эти свойства становятся еще более важными, если речь идет об облицовке бассейнов, где вода подвергается регулярным и разрушительным для кафеля химическим воздействиям. О таких свойствах в их максимальном выражении вам скажет символ АА на упаковке. Более низкая устойчивость к химическим воздействиям будет у плитки с символом А и далее по убыванию — В, С и Д.
На что «посадим»?
Подкладочным слоем при укладке кафельной плитки является специальная цементноклеевая смесь (традиционный вариант), либо различные клеящие вещества. В большинстве случаев достаточно использовать «стандартную» подкладку. Особые случаи - это бассейны и укладка керамической плитки вне помещений. В данных случаях следует использовать специальную «усиленную» морозои влагостойкую цементноклеевую смесь. Глазурованную плитку не рекомендуется укладывать на улице. Причина заключается не в том, что плитка для этого не пригодна, а в том, что для укладки такой плитки требуются очень специальные навыки (плитка должна укладываться на специальную подушку из песка, битого стела и пластика, не плоско, а с небольшим, чуть заметным уклоном, чтобы обеспечивался сток воды и т.д.). Очень большое значение имеет применение специальных веществ для укладки плитки и затирки швов. На стыках стены и пола обязательно должны устанавливаться плинтусы, исключающие попадание стекающей со стен воды под плитку. Настенная плитка укладывается на выровненную основу с величиной шва между плитками 12 мм, тогда как на полу рекомендуется оставлять шов 36 мм.
Напольную плитку не рекомендуется укладывать встык, без затирки, так как это создает вполне благоприятную среду для размножения вредноносных бактерий и микроорганизмов.
Расшивка (или затирка) в настоящее время очень востребованна и используется, если не повсеместно, то в добрых 90% случаев. Помимо защитных и скрепляющих функций, она несет на себе и декоративные - цветом затирки можно подчеркнуть цвет или рисунок плитки, «выделить» тот или иной фрагмент. В настоящее время наиболее актуальны либо белая затирка, либо контрастная с фоном (колорированная). Стандартный размер шва - 6 мм., но для воплощения в жизнь декораторских фантазий, его допустимо и увеличить.
Разумеется, на этом рассказ о кафельной плитке не окончен. Как и о любом другом предмете отделки интерьера, о ней можно говорить бесконечно. Возможно, к этой неисчерпаемой теме «ДСВ» вернется еще не раз... |
Источник: strk.ru
|