Рубрика:
Человек начал использовать краски задолго до появления цивилизации. Древним пещерным рисункам с изображениями животных и сцен охоты многие тысячи лет. Сначала красочные составы разводились водой, но она не обеспечивала должного качества – и в дело пошла кровь... животных. Запущенный в движение маховик технического прогресса со временем избавил живую природу от необходимости жертвовать чьей-то плотью для удовлетворения человеческого желания украсить мир вокруг себя. |
|
Сегодня производство красящих веществ из удела ремесленников-одиночек превратилось в мощную индустрию. В мире ежегодно выпускается более 25 млн тонн лакокрасочных материалов (ЛКМ), половина которых используется в строительстве.
Лакокрасочные материалы
B первую очередь пигменты и пленкообразующие (или связующие). Именно они в красочных составах «за главных». Первые являются носителями цвета. Благодаря вторым его удается зафиксировать. При производстве красок не обойтись без целого ряда других компонентов. Балластом, но очень нужным, являются наполнители. С их помощью снижается расход дорогостоящих пигментов. Для придания необходимой вязкости в ЛКМ добавляют растворители. Та же функция у разбавителей. Помимо перечисленных составляющих в красочные составы вводят разнообразные добавки-сиккативы (сокращают время высыхания), стабилизаторы, эмульгаторы, антисептики (предупреждают гниение и появление плесени).
Oдним словом
«Краски» мы привычно обозначаем всю палитру лакокрасочных материалов. На самом деле, краски – лишь один из ее сегментов. Лакокрасочное покрытие представляет собой сложную многослойную систему: шпаклевка, грунтовка, один или несколько слоев краски или эмали и, возможно, финишное покрытие (например лак). Хотя специалисты прогнозируют постепенное слияние отдельных видов лакокрасочных материалов, когда один и тот же состав будет выполнять сразу несколько функций (системы типа «грунт-эмаль»), пока о каждом из них правильнее говорить отдельно.
Шпаклевки (иногда говорят – шпатлевки, что вполне допустимо) – густые пасты с повышенным содержанием наполнителя; часто совсем не содержат пигментов. С их помощью склеивают трещины и сглаживают небольшие неровности.
Грунтовки – образуют нижний слой лакокрасочных покрытий; способствуют надежному сцеплению верхних (кроющих) слоев с окрашиваемой поверхностью. Часто содержат пигменты.
Краски – однородные суспензии пигментов в пленкообразующих веществах, с помощью которых получается непрозрачное покрытие, закрывающее текстуру поверхности окрашиваемого материала.
Лаки – растворы природных или синтетических пленкообразующих веществ в растворителях.
Эмали – суспензии пигментов в лаках; от красок отличаются повышенным содержанием пленкообразующего вещества, а значит – более высокими декоративными качествами поверхности.
«Pабочие лошадки»
Грунтовки и шпаклевки – всегда в тени лаков, красок и эмалей, чистовых материалов, привлекающих основное внимание потребителя, однако недооценивать их важность нельзя.
Грунтовки по своему составу близки к лакам и краскам, однако жиже, поэтому легче впитываются поверхностями. Конечно, функцию грунтовки по силам выполнить и самой краске, разбавленной растворителем, но это неразумно по экономическим соображениям – выйдет дороже.
Наносятся грунтовки так же, как и основная краска, – кистью, валиком, краскопультом. Количество слоев зависит от качества обрабатываемой поверхности и обычно составляет от одного до четырех. В характеристике своего товара производитель, как правило, указывает, через какое время можно наносить следующий слой. В любом случае последний слой необходимо тщательно растушевывать, иначе качество окрашиваемой поверхности снизят проступившие полосы и пятна.
Когда «черновая» работа сделана…
...Hаступает черед красок и эмалей. Современная промышленность предлагает такое разнообразие, что впору растеряться. Здесь важно понять, какие принципы положены в основу классификации. Поскольку свойства и стоимость лакокрасочных материалов в решающей степени определяются использованными при их производстве связующими, закономерно, что краски разделяют по этому признаку. Если связующими являются растительные масла или олифы, речь о масляных красках, если водные дисперсии полимеров – об эмульсионных; водные растворы растительных или животных клеев – значит, это клеевые краски, жидкое стекло – силикатные.
В зависимости от растворителя лакокрасочные материалы подразделяют на водно-дисперсионные (водоразбавляемые) продукты и составы, содержащие летучие органические растворители.
Силикатные краски благодаря воздухопроницаемости, рыхлости, устойчивости к воздействию воды используются для отделки каменных, бетонных и оштукатуренных стен.
Клеевые краски по своим свойствам близки к эмульсионным, но в отличие от них менее устойчивы к влаге, поэтому применяются преимущественно для внутренних работ; образуют пористые, с хорошими декоративными свойствами, покрытия.
Достоинства масляных красок – небольшой расход и яркие насыщенные цвета. Недостаток – довольно медленное высыхание. Кроме того, покрытия на основе масляных красок, высушенные при комнатной температуре, характеризуются невысокой твердостью и водостойкостью, разрушаются под действием щелочей.
Среди лакокрасочных материалов на базе органических растворителей наибольшее распространение получили алкидные краски. Связующим для них является алкидная смола. Чем выше ее жирность, тем эластичнее лакокрасочное покрытие и медленнее его высыхание. Алкидные краски широко используют для отделки интерьеров – стены и потолки в кухнях и ванных комнатах, двери, оконные рамы, батареи отопления и т. д.
Но органические растворители, как известно, здоровья не прибавляют. Первым шагом на пути избавления от них явилось использование красящих составов с высоким содержанием сухого остатка (ВСО). Это позволило уменьшить потребление «органики» на 25–30%, снизить расход ЛКМ и к тому же увеличить срок службы покрытия. Для полов, стен, потолков употребляются ЛКМ с ВСО, где пленкообразующими служат жидкие эпоксидные смолы с содержанием сухого остатка почти 100%. Особо ценное качество таких композиций – возможность получения прочных, влагостойких и химически стойких покрытий значительной толщины.
И все же ведущее место в ассортименте, отвечающем самым высоким экологическим требованиям, принадлежит водоразбавляемым ЛКМ. Благодаря им не только удается в значительной мере, а иногда и совсем избавиться от органических растворителей, но и сделать малярные работы более пожаробезопасными. Большая часть водно-дисперсионных материалов выпускается на базе трех типов дисперсий: акриловых, поливинилацетатных (ПВА), бутадиенстирольных (латексы) или их смесей.
Краски на основе дисперсий ПВА неводостойкие и поэтому имеют довольно узкую область применения. Добавление в них акрилата повышает водо- и износостойкость покрытия.
Бутадиенстирольные дисперсии не так боятся влаги, но имеют ограниченную светостойкость (желтеют под воздействием света), поэтому применяются только во внутренних помещениях, с неярким искусственным освещением.
Акриловые краски хорошо сохраняют блеск и выдерживают интенсивное ультрафиолетовое облучение. К тому же они просты в применении и быстро высыхают. Качественные акриловые краски позволяют создавать эластичные, долговечные, стойкие к мытью покрытия.
Лаки претендуют на первенство
Даже названием своей товарной группы. Все-таки материалы лакокрасочные, – а не наоборот. Помимо собственной заглавной роли они выполняют функцию полуфабрикатов для изготовления самых качественных красок – эмалей.
«По определению» лаки должны образовывать прозрачное покрытие. Но они бывают и цветными, и совсем непрозрачными, как широко известный кузбасслак.
При классификации лаков логичнее всего исходить из состава пленкообразующего – полиакриловые, пентафталевые, битумные, нитроцеллюлозные и т. д. Иногда за основу разделения берут растворитель (например, спиртовые лаки). В обоих случаях присутствует изрядная доля условности. Те же растительные масла могут являться и пленкообразующим, и растворителем. Кроме того, в состав лака часто входят несколько растворителей и видов связующего.
Одни из наиболее распространенных – пентафталевые и глифталевые лаки. Обладают хорошей адгезией к самым разным поверхностям, водостойки. Применяются для внутренних и наружных работ.
Преимущественно для внутренних работ используются нитроцеллюлозные лаки.
Особый интерес представляют водоразбавляемые полиакриловые лаки. В процессе нанесения на поверхность они не терзают ядовитыми запахами, а образуемая ими пленка «дышит», способствуя созданию в помещении благоприятного микроклимата.
Эпоксидные лаки – надежные защитники от коррозии. Их пленки обладают водо- и щелочестойкостью, механической прочностью, высокой адгезией к различным материалам. Также исключительно высокими прочностью и износостойкостью отличаются покрытия на основе полиуретановых лаков. Защищенные ими паркетные полы способны служить много лет.
Масляные лаки все чаще заменяются алкидными. Образуют твердые прозрачные пленки желтоватого цвета. Применяются для лакирования изделий, эксплуатируемых внутри помещений.
Растворяя в спирте природные смолы, получают спиртовые лаки политуры. Спирт быстро испаряется, благодаря чему можно наносить большое число слоев без разрушения предшествующих. Именно на таком многократном наложении слоев основано полирование древесины.
Что нужно знать о свойствах красок
В принципе, можно не знать ничего, целиком доверившись профессионалам. Но «доверяй» – это только первая часть поговорки. А чтобы, как рекомендует ее продолжение, проверить, скажем, не завышена ли смета, соответствует ли основанию краска, – полезно иметь представления об укрывистости, адгезии, степени блеска.
комментарий специалиста
Дина Ню
директор фирмы DecoMAX
При низкой влажности воздуха покрытие высыхает быстрее. Но при нанесении покрытий на водной основе на пористые поверхности низкая влажность может создать проблемы. Избежать их помогает предварительное увлажнение пористого основания. Высокая (более 85%) влажность воздуха замедляет испарение растворителей в алкидных красках, и в результате получается покрытие с неровным блеском. Высокая влажность может послужить причиной потеков краски на вертикальной поверхности. Высокая (выше 32 °C) температура снижает вязкость, особенно красок на растворителях, что негативно отражается на укрывистости, приводит к появлению потеков и наплывов. Срок высыхания латексных красок сокращается, но слой краски выравнивается недостаточно.
Низкие температуры и холодная поверхность, вызывая загустение красок на растворителях, осложняют их растушевывание кистью и нанесение распылителем. Удлиняется срок высыхания. Совокупность этих факторов служит причиной потеков, наплывов, морщинистости.
Если наносить латексные краски при температуре ниже +10 °C, то связи между частичками латексного полимера ослабевают, что пагубно влияет на адгезию и приводит к быстрому разрушению покрытия. Не рекомендуется наносить краску на водной основе и на основе растворителей при температуре ниже +10 °C.
Как и любой технически сложный продукт, ЛКМ характеризуются целым набором показателей – технологических, декоративных, эксплуатационных.
Технологические – важны для правильного подбора материала и расчета необходимого количества. Самый значимый среди них укрывистость – площадь, которую можно покрыть одним литром краски. Но на упаковке часто указывается не она, а обратная ей величина – расход, т. е. количество краски, необходимое для создания качественного и долговечного покрытия на одном квадратном метре. Там же обычно можно получить информацию и о времени высыхания. Только следует иметь в виду, что в этой графе производитель дает цифры для идеальных условий работы без поправок на температуру и влажность.
Обязательное условие образования высококачественного лакокрасочного покрытия – высокая адгезия, т. е. способность к прилипанию. У тонких пленок она выше, чем у толстых, поэтому толщина слоя покрытия не должна превышать оптимальные значения.
Чтобы лакокрасочный материал хорошо наносился на поверхность, у него должна быть соответствующая вязкость. А во избежание подтеков в краски вводят специальные тиксотропные добавки (тиксотропность – способность материала увеличивать свою текучесть при прикладывании к нему механической нагрузки).
Но технологией дело не ограничивается. Для удовлетворения наших эстетических потребностей важны декоративные свойства. В первую очередь это цвет. Современные ЛКМ имеют тысячи оттенков, нужный можно подобрать за несколько минут, используя специальное оборудование для колеровки.
Классифицируются краски и по степени прозрачности (от лессирующих, т. е. совсем прозрачных, до кроющих), и по блеску (от матовых до высокоглянцевых): высокоглянцевые (ВГ) – более 60%, глянцевые (Г) – 50–59%,полуглянцевые (ПГ) – 37–49%, полуматовые (ПМ) – 20–36%, матовые (М) – 4–19%, глубокоматовые (ГМ) – не более 3%.
Все краски, образующие покрытия с блеском выше матового, относятся к моющимся (матовые покрытия могут быть как моющимися, так и нет). В этом случае их можно использовать практически на любых участках стен и потолков внутренних помещений. Следует учитывать, что краски с высоким блеском подчеркивают все неровности поверхностей.
Поверхность декоративного покрытия может быть гладкой или иметь определенную фактуру, получаемую как за счет свойств самого материала, так и с помощью специальных инструментов и технологии нанесения.
Один из выразительных дизайнерских приемов – различные оптические эффекты: изменение цвета в зависимости от освещенности и угла зрения, создание люминесцентных покрытий.
Эксплуатационные свойства покрытия характеризуются многочисленными «стойкостями»: к мытью, к истиранию, химической, биологической, водо-, тепло- и т. д.
Pазнообразие ассортимента
Oпределяется не только количеством товарных групп, но и обилием занятых в этом бизнесе фирм и выпускаемых ими торговых марок. Хотя крупнейшими мировыми производителями ЛКМ являются США и Япония, на прилавках наших магазинов тон задают европейцы. Среди них финская Tikkurila и произведенные в этой же стране краски под торговой маркой Sadolin, продукция транснационального концерна Akzo Nobel (ему же принадлежат французские Astral и Boiro; британские Brolac, Colorflex и Crown; голландская Redox; шведская Cuprinol и др.). Материалами, выпускаемыми под торговыми марками Bondex, Gori, Veraline, известна крупная датская фирма S. Dyrup & Co. Широко представлен европейский лидер лакокрасочной промышленности – Германия: DUFA, Pufas, Tex-Color GmbH, Caparol, Mipa. Присутствуют на нашем рынке фирмы других европейских стран: голландская S.P.S., французская SOFRAMAP (торговая марка ALPA), польская Polifarb, словенская Helios. Многие ведущие западные производители красок перенесли часть своего производства в Россию. Tikkurila Paints построила заводы в Санкт-Петербурге и подмосковном Раменском, концерн Akzo Nobel открыл предприятие в Балашихе, а шведская Terrako – во Владимирской области.
Постепенно набирает силу и отечественный производитель. Наиболее известны на рынке ЛКМ АО «Эмпилс», НПФ «Пигмент», «ТЕКС», ОАО «Ярославские краски», Загорский ЛКЗ, ЛКЗ им. Котовского, Черкесское ХПО. В целом же по России насчитывается более 300 производителей ЛКМ.
процесс выбора ЛКМ облегчает маркировка
Лакокрасочные материалы – сложная композиция большого числа ингредиентов, главным из которых является пленкообразующее вещество. Его зашифрованное название обязательно отражено в маркировке и образует буквенную часть.
В некоторых случаях перед шифром пленкообразователя (через тире) ставят буквенные индексы, обозначающие разновидность материала:
В – водоразбавляемые,
ВД – воднодисперсионные,
ОД – органо-дисперсионные,
П – порошковые.
Если ЛКМ получен путем смешивания разных пленкообразователей, то в его маркировке проставляется обозначение преобладающего или определяющего свойства ЛКМ.
Первая цифра после букв обозначает, что красочные составы:
1 – атмосферостойкие;
2 – ограниченно стойкие, для применения внутри помещений;
3 – защитные (консервационные);
4 – водостойкие;
5 – специальные (например светящиеся);
6 – маслобензостойкие;
7 – стойкие к воздействию агрессивных сред;
8 – термостойкие;
9 – электроизоляционные;
0 – грунтовки;
00 – шпаклевки.
Последние цифры обозначают порядковый номер, присвоенный данному продукту при его регистрации. При маркировке масляных красок цифра, следующая за обозначением области использования, указывает вид олифы, на которой приготовлена краска:
1 – олифа натуральная;
2 – оксоль;
3 – глифталевая;
4 – пентафталевая;
5 – комбинированная.
В маркировке густотертых масляных красок после дефиса ставится ноль (сурик МА-015).
Если в масляной краске присутствует пигмент только одного вида, то вместо слова «краска» ГОСТ требует указывать название этого пигмента. Так, надпись «Белила титановые МА25» означает, что перед нами масляная краска на комбинированной олифе для внутренних работ. Ну и, конечно, в маркировке производитель указывает цвет краски.
Например, «Краска МА-11 синяя» – масляная краска синего цвета на натуральной олифе для наружных работ. «Эмаль ПФ-1234 ВЭ» обозначает пентафталевую эмаль для внутренних работ с порядковым номером 34, содержащую воду, эмульгированную в пленкообразователе.
Mини-практикум
Подготовка. Поверхность должна быть ровной, без дефектов. Старую краску удаляют шпателем, затем очищенное место зашкуривают и мягкими растворителями очищают поверхность. Остатки растворителя удаляют смоченной в чистой воде тканью. Если трещины все-таки есть, с помощью шпателя из них удаляют свободные частицы, после чего полость заполняют шпаклевкой. Поскольку за время высыхания шпаклевка усаживается, большие углубления и трещины требуют вторичного шпаклевания.
Инструмент. Необходимая составляющая успеха – качественный инструмент. Кисти следует выбирать с длинной, плотной и нежесткой щетиной. Угловые и обычные кисти (2 или 2,5 дюйма) для рам и наличника подходят для окрашивания большинства типов рам, элементов отделки, плинтусов, карнизов и углов. Плоские поверхности большой площади легче красить валиками. Чем выше блеск краски, тем короче валик.
Грунтование. Живуч миф, что стены, которые были окрашены прежде много раз, не нуждаются в грунтовании. Напротив, большое число слоев краски может привести к тому, что поверхность приобретет слишком большие поглощающие свойства. Чтобы достичь глубокого ровного цвета всего покрытия, следует использовать грунтовку оттенка, как можно более близкого к цвету чистового покрытия. Оконные рамы и двери, покрытые эмалью, обычно не требуют грунтования, но блестящие поверхности необходимо зашкурить до матовости.
Окрашивание. Начинать красить лучше со стыка потолка и стен, начиная от угла. С помощью отделочной кисти на 2 или 2,5 дюйма по периметру линии соединения потолка и стен «отбивается» 5-сантиметровая полоса краски. Для остальной части потолка и стен лучше использовать валик.
Потолок красят поперек, не останавливаясь, пока он не будет полностью закрашен. Наилучший инструмент для этого – валик с длинной ручкой, которым можно охватить большую часть потолка не сходя с места.
Когда потолок высохнет, необходимо вернуться на место, где был проведен первый мазок и, используя отделочную кисть, «отбить» потолочную линию на стене. Красить стену лучше в один прием, чтобы не было полос и «нахлестов» – они образуются, когда свежая краска наносится на подсохшую.
Полотно двери можно красить валиком. Если использовать кисть, то работать надо быстро, захватывая влажную область. Кромки дверного полотна красят осторожно, держа наготове тряпку, чтобы избежать потеков. Краску со стекол можно удалять лезвием бритвы. |
Источник: library.stroit.ru
|