Строительство и ремонт в Екатеринбурге
Строительство и ремонт в Екатеринбурге
 
  Я ищу
 
в разделах
Нужен подрядчик? Снабженец? Создайте свой тендер и ждите заявок.
Прайсы (123)
Строительные тендеры (0)
Компании (177)
Главная / Статьи /

Геометрия в архитектуре. Критерий оценки.

Рубрика:       

… геометрия и арифметика…распространяются только на изучение прерывных и непрерывных количеств, но не трудятся над качеством - красотой творений природы и украшением мира "Спор живописца с поэтом, музыкантом, скульптором" Leonardo da Vinci
Геометрия в архитектуре. Критерий оценки.
Человек всегда стремился к идеализации природных форм, создавая свои творения на основе простых геометрических фигур, однако их переизбыток в архитектуре XX века перешел в новое качество - обеднения визуальной эмоциональной среды, которое всегда преодолевалось многообразием и сложностью форм. Соответственно, если оценивать архитектуру начала XXI века, то можно увидеть, что она выходит из рамок элементарного геометризма и развивается в сторону усложнения составляющих структур. Более того, в проектах последних лет наблюдается чрезмерное увлечение почти полной свободой формотворчества, которую предоставляют архитектору строительные технологии, свободой, сводящей творчество к соревнованию в необычности и новизне.
Следует оценить, что современная архитектура по сущности создания объектов сложнее, чем, например, классическая. Архитектор, проектируя новое здание, не использует выверенные веками аккорды ордеров - почти для каждого объекта требуются все новые и новые решения, уникальные выразительные формы. В этой ситуации заключена огромная сложность современной архитектуры, ее беды и редкие успехи.

Проблема создания качественной архитектуры превращается главным образом в проблему создаваемой искусственной среды обитания с ее эмоциональными характеристиками - отвечающими потребностям человека или нет. Новое и необычное, также как и привычное и простое - не являются синонимами качества архитектуры.

Эстетический уровень создаваемых новых форм и пространства прямо зависит от таланта архитектора, его знаний и опыта восприятия, который должен быть не столько индивидуальным, сколько обогащенным знанием человеческой психологии. И здесь теория архитектуры, идущая эмпирическим путем - путем слепого подбора подходящих для чего-то, но не подходящих для конкретного случая геометрических схем, бессильна ему помочь.

В этом заключаются болезненные, но, на мой взгляд, пока не понятые острота и трагизм ситуации.
Геометрия в архитектуре как метод анализа структуро- и формо- образования при всей своей жесткой точности претендует на роль математического аппарата в "важнейшем искусстве", но есть ли в ней хоть сколько-нибудь обоснованные законы? Стоит задаться многими вопросами.

Математика в каждой науке оперирует величинами, наполненными конкретным смыслом. Каким смыслом наполнены величины, которыми пытается оперировать архитектурная геометрия? Какой смысл в себе несет применение именно прямоугольников или треугольников, но не пятиугольников, например? Может быть, метод анализа при помощи прямых линий, элементарных фигур основан лишь на том, что их проще чертить, а изучать вопросы архитектурного пространства необходимо при помощи геометрии Лобачевского? Какая геометрия может быть использована при анализе и формообразовании? Существует ли универсальный прием анализа для разных исторических времен и стилей; можно ли анализировать одним методом Парфенон и "титановый взрыв" Либескинда? Какой эмоциональный эффект может дать некая геометрическая комбинация во всех случаях применения и, самое важное - почему это происходит, если происходит?

При помощи геометрического анализа можно выявить геометрическую схему какого-либо объекта, но при помощи этого же анализа в другом объекте мы увидим еще одну схему, и еще одну... Как определить, какая из них хорошая, а какая плохая?

Перехожу к пояснению своей позиции. Возьмем для примера - некой параллели - систематизацию цветовых тонов, имеющей цель найти гармоничные сочетания, как некую аналогию метода геометрии.

Всем известны наиболее распространенные цветовые системы: художественная Красный (К) - Желтый (Ж) - Синий (С), основанная на смешивании пигментов (аддитивная смесь), когда Зеленый (З) получается из Ж+С и вторая - К-С-З, основанная на смешении световых лучей разного цвета (субтрактивная смесь), в ней Ж получается из К+З. Первая система постоянно под руками, она привычна. Вторая - соответствует строению глаза (колбочки, воспринимающие цвета - те же), вся видеотехника построена по этому принципу. Но, справедливой для анализа и цветовых построений в искусстве может быть только третья: К-Ж-С-З, соответствующая теории Геринга. Потому что она соответствует, во-первых, исследованиям психологии и, во-вторых, существованию цветовоспринимающих биполярных клеток мозга - К-З и С-Ж

Я призываю спуститься на землю с романтических высот гиперболической и фрактальной геометрий и внимательно посмотреть на простейшее построение. В искусстве один человек создает какую-то вещь, а другой эту вещь воспринимает. В эту вещь ее творец вкладывает определенные эмоции, а другой от этой вещи их получает. Из этих простейших построений следуют простые выводы. Например, формообразование и восприятие формы - две стороны одной медали. Т.е., от того, насколько проведенное формообразование соответствует восприятию, зависит оценка формообразования. Поэтому единственным критерием любой составляющей композиции является ее восприятие, и точнее, - степень соответствия объективно существующих у всех людей принципов приятия или неприятия каких-либо элементов композиции и их суммы (как, например, в музыке отношений высот звуков в минорном или мажорном аккордах или диссонанс произвольно взятых).

Т.е., для геометрического метода, обращающегося к элементарным основам построения формы и пространства, степень соответствия психологии восприятия является критерием истинности.
При помощи геометрических построений объемов, плоскостей, линий архитектор создает волнующий образ. И главное в геометрическом анализе - найти эту связку между образом и геометрией, но не просто геометрию. Выявить в конкретном геометрическом построении "почему" оно создает определенное ощущение, какое именно ощущение, как его можно менять, что в нем критично, является ли это построение универсальным принципом, т.е. найти язык архитектуры, но не отвлеченную геометрическую схему.

В приведенной модели "художник - произведение искусства - зритель" в основном мы изучаем структуру "произведения искусства". Однако, ни одна из сторон этой триады не может быть объяснена без связи с другой, ни одна из них сама по себе взятая не может заменить или исчерпать собой всю сложность художественного творчества. Соответственно, для достижения результата необходимо отойти от идеалистических попыток найти "гармонию мира, чисел, Вселенной", и сосредоточиться на вопросах оценки степени соответствия "структуры произведения искусства" и "структуры восприятия зрителя". "Познав себя, ты познаешь вселенную…".

Если продолжать аналогию, спектр цветов, как изменение длины волны электро-магнитных колебаний можно отнести к уровню физики; модель К-С-З к уровню физиологического механизма восприятия; модель К-С-Ж-З к психологическому, в котором можно строить систему гармоничных сочетаний. При рассмотрении геометрии в архитектуре также следует определять три ее уровня.

# Первый. Физический, натуральный, математический - тот, который позволяет измерить, затем точно отразить на бумаге и снова точно воспроизвести.
# Второй. Физиологический. Геометрическое пространство, относящееся к первому уровню абстрактно яснее, тогда как физиологическое ближе к ощущению. Мы видим не точно так, как это описывается геометрией. Расстояния кажутся или длиннее, или короче реальных, вертикали длиннее горизонталей. Прямые линии превращаются в дуги и т.д.. В этом ключе можно заметить, что наше зрение дает картину схожую с гиперболической геометрией Лобачевского, но только в некоторых чертах. Затем наше сознание и опыт исправляют эти стороны зрительного восприятия, но как показывает психофизиология - не всегда. Влияние этого уровня было оценено и учтено строителями Парфенона в известных курватурах, энтазисах, утонениях, изгибах и наклонах элементов.
# Третий. Психологический - уровень эмоционального звучания геометрических фигур, линий, плоскостей, объемов. Восприятие - это процесс формирования субъективного образа целостного предмета. Архитектурное пространство, больше соответствует первому уровню в связи с тем, что сознание выпрямляет и приводит восприятие ближе к абстрактным фигурам. Однако, в отличие от объективно существующего физического пространства, архитектурное всегда психологически неравномерно: в одних частях оно "сгущено", в других "разрежено", поляризовано, иерархично структурировано, так как человек зрительные образы воспринимает через эмоции. Наше восприятие стремится объединить и выстроить отдельные элементы в единое эмоциональное целое. Эмоциональной окраске подвержено все - геометрические евклидовы, фрактальные - любые мыслимые формы. Многие из них вызывают устойчивые ощущения при восприятии, поддающиеся описанию и систематизации. Как писал М.Я.Гинзбург "…различные элементы формы (линии, плоскости, объем) сами по себе, а в особенности различным своим взаимоотношением порождают в нас эмоции удовольствия и неудовольствия точно так же, как тот или иной цвет и звук" (М.Я.Гинзбург, "Стиль и эпоха", 1924 г.).

Тяготение многих областей научного знания к продуктивному взаимодействию с другими науками - выразительный признак нашего времени. Этот процесс сложен и связан в первую очередь с поисками "концептуальных мостов", в данном случае между геометрией и психологией, мостов, которые могли бы создать методологическую основу для исследований.
Именно третий уровень является уровнем архитектурного языка - известного нам как феноменологический, но не описанный нами, и, вместе с тем, встречающийся в разрозненном состоянии в древних трактатах, описаниях архитектурных произведений, в работах ВХУТЕМАСа и Баухауза, критических статьях и исследованиях последнего времени.
Предлагаемая классификация трех уровней архитектурной геометрии фактически сводит два принятых уровня архитектурного языка - символический и феноменологический в один - психологический, соединяя оба эти уровня с оценкой формы с точки зрения психологии ее восприятия, как закономерной и общей для социума.

Невозможно построение архитектурного пространства, отвечающего потребностям людей без исследования композиционных особенностей архитектурно-пространственной среды и понимания природы и потенциала психологического воздействия геометрии в архитектуре. Гармония - это ощущение, чувство соответствия, созвучности чего-либо, каких либо отношений - структуре нашего восприятия. Источник ощущения красоты и гармонии - мы сами. Как писали И. Араухо и А.Аалто: "… если геометрия задается правильной целью, то получаются результаты более эмоциональные, более жизненные, с большей возможностью воздействия на потребителя этого пространства", "наиболее сложная проблема заключается … в том, чтобы создать формы, основанные на подлинных человеческих ценностях".


Источник: www.a3d.ru


Другие статьи этого раздела
Как выбрать дверной доводчик?



«Чистые» перспективы УрФО



«Дорогая» земля, или кто ответит на «земельные» вопросы



Страхование СМР: кто оплатит ответственность?


Борьба с шумом на производстве


Содержание спецодежды, спецобуви и уход за ними


620075, г. Екатеринбург, Малышева 51, офис 25/01 (БЦ Высоцкий)
+7 (343) 219-60-66
Медиасайт — дизайн сайта

VipPromo
продвижение сайтов в Екатеринбурге
О проекте Реклама Статистика

Карта сайта