Общепринятыми считаются две концепции оформления офиса: классическая “закрытая” (кабинетно-коридорная система) и Open Space (открытое пространство). К первому варианту можно отнести, например, большинство государственных учреждений в нашей стране: длинные коридоры, таблички на дверях, личные кабинеты и различные “отделы”. С точки зрения эффективности деятельности, классический офис оптимально соответствует линейно-функциональной организационной структуре компании с традиционными управленческими вертикалями и способами координации.
Концепция Open Space демонстрирует идею демократичного офиса, который организуется в достаточно большом помещении, не разделенном капитальными стенами. Пространство офиса структурируется, и в нем создаются необходимые функциональные зоны, при этом широко используются мобильные и стационарные офисные перегородки. С точки зрения менеджмента, организованный таким образом офис больше соответствует современным формам управления и позволяет использовать новые способы внутренней координации и коммуникации. Кроме того, отсутствие дверей и коридоров существенно экономит площадь офиса.
Многие компании выбирают третий – смешанный – вариант, по-своему сочетая элементы классического и открытого офисов.
Как показывает практика, в России при обустройстве офиса вкус руководителя в большинстве случаев играет основополагающую роль, хотя грамотная организация рабочего пространства требует участия специалистов, обеспечивающих функциональность, представительность и эргономичность офиса.
В мире существует два основных подхода к оформлению офисных помещений: американский и европейский.
Американский подход характеризуется использованием открытого пространства, отличается динамичностью, а порой и агрессивностью, которую сознательно стремится продемонстрировать руководство фирмы. Главная особенность американского подхода – приверженность к исполь зованию одного из существующих стилей “в чистом виде”.
Европейский подход к организации офиса также включает в себя концепцию Open Space, однако в его рамках допускается плавное смешение стилей в оформлении офисного интерьера. В таких офисах детали урбанистического хай-тека мирно соседствуют с персидским ковром ручной работы. Сегодня эксперты выделяют подвиды общеевропейского стиля, определяемые странами – производителями мебели: немецкий, скандинавский, итальянский и другие.
Остановимся на наиболее ярко выраженных и устоявшихся стилях оформления офисного пространства. Все они, помимо применения на своей “исторической родине”, пользуются большой популярностью и во многих других странах.
Стиль “Манхэттен”
Американский офис, хорошо знакомый нам по голливудским фильмам, может вызывать различную реакцию – от восхищения до полного неприятия. Этот стиль зародился еще в 30-е гг. XX века, в период экономического подъема после Великой депрессии. Архитекторы часто именуют его “Манхэттен” или “Уолл-стрит” – по названиям крупнейших деловых районов Нью-Йорка. Смысл жизни большинства американцев заключается в работе, и культ оплачиваемого труда, прививаемый в этой стране с детства, конечно, сказался на офисном дизайне.
Основой американского офиса, как уже было сказано, является Open Space – открытое пространство, состоящее только из наружных стен и колонн. Отдельные небольшие комнаты отводятся лишь для отдыха и переговоров, а так-же для работы менеджеров высшего звена. Остальные сотрудники компании обычно сидят в больших залах, разгороженных мебельными панелями, как правило, высотой в человеческий рост. Американцы очень умело работают с пространством, стремясь с максимальной выгодой использовать буквально каждый квадратный метр.
В офисе на Уолл-стрит вы не увидите ажурных вазочек и цветочных горшков на подоконниках. Аскетичность этого стиля выражается в отсутствии излишеств. В офисе просто нет предметов, которые не нужны в работе. Но в то же время есть все, что может ускорить рабочий процесс и сделать его более комфортным и эффективным. Здесь все предельно функционально. Бросается в глаза обилие объемных пред- метов, стекла и хромированного металла. Стиль “Манхэттен” прохладен и динамичен. Металл олицетворяет собой холодную разумность, необходимую для принятия правильных решений. По-своему “работает” и стекло. С одной стороны, оно визуально расширяет пространство, а с другой – психологически объединяет работающий персонал в единое целое.
Несмотря на кажущееся отсутствие украшений, американский стиль весьма представителен. При отделке помещений используются элитные материалы. Офисы обставляются дорогой, но очень функциональной мебелью современного концептуального дизайна, оснащаются высококачественной техникой, которая может также играть роль декоративных аксессуаров (например, телефонный аппарат оригинальной формы и расцветки, светильник в стиле “хай-тек“ или настенные часы в хромированном корпусе).
Американский менталитет предполагает быстроту реакции на происходящие события. Это одно из необходимых условий успешного бизнеса. Стеклянные перегородки офиса в стиле “Манхэттен”, позволяющие видеть все происходящее вокруг, делают границу с внешним миром условной.
Кабинеты руководителей, как правило, располагаются на отдельном (обычно самом верхнем) этаже здания, который значительно отличается от других. Здесь используются более дорогие отделочные материалы. Впрочем, роскоши в ее традиционном понимании тоже нет. Зато есть оригинально организованное пространство и очень дорогая авторская и эксклюзивная мебель.
Многие американцы настолько поглощены работой, что и в собственном доме устраивают маленький “Манхэттен”. Большие квартиры-студии, где много света и простора, минимум мебели и огромные окна, считаются вполне комфортным жильем для среднего американца.
Демократичная европа
Офис оформленный в европейском стиле, как правило, менее однообразен, чем американский. Для разграничения рабочих мест в европейском Open Space используются лёгкие, иногда прозрачные панели. Они хорошо пропускают свет, но при этом через них ничего нельзя рассмотреть. Человек, работающий за такой перегородкой, чувствует себя достаточно изолированно: он не видит соседа, а офис остается светлым и легким.
Общеевропейский стиль можно разделить на несколько подвидов, которые различаются главным образом по принципу выбора мебели. Например, скандинавская офисная мебель, как правило, светлых оттенков, в ней часто используется натуральное дерево, реже – металл и ламинат. По сравнению с американской она имеет чуть более легкие формы, однако в Европе мебель из Скандинавии считается самой “тяжелой”. В отличие от “спокойных”, “экологичных” скандинавов и похожих на них немцев итальянцы, французы и англичане обо- жают ламинат (который позволяет легко выделить в офисе корпоративные цвета компании), а также металлические ножки, создающие ощущение легкости. В наиболее чистом виде легкость, изысканность и разнообразие форм наблюдаются в работах итальянских дизайнеров, которые внесли основной вклад в формирование общеевропейского стиля.
Немецкий офис – это продуманность расположения всех составляющих рабочего места, упорядоченность де- талей и, главное, функциональность и эргономичность мебели. Ярко выраженную рациональность и практичность смягчает присутствие в немецких интерьерах большого количества цветов. Это как живые цветы на подоконниках, так и наличие их изображений в декоре.
Английские офисы отличаются строгостью и элегантностью. При организации рабочих мест активно используется прием открытого пространства. Однако при этом переговорные комнаты и кабинеты руководителей располагаются в отдельных помещениях офиса. В классическом английском кабинете царит комфорт и умиротворение. Здесь мебель из лучших сортов дерева, дорогие офисные принадлежности, картины, вазы, антиквариат, книги, ковры. В английском стиле оформления интерьеров прослеживается не столько функциональность, сколько основательность и благородство.
Французские офисные интерьеры легкие, яркие, не лишены декора в виде ажурных металлических деталей, ярких обивок, зеркал и картин в позолоченных рамах. Французский стиль привносит в интерьер некоторый беспорядок и импровизацию, но при этом придает ему удивительный шарм.
Интерьеры в скандинавском стиле содержат минимум декора и выполнены в светлых естественных тонах из простых и натуральных материалов. Офисы просторны и открыты, рабочие места четко организованы, светло-серые и бежевые цвета в оформлении мебели и стен создают позитивную атмосферу и способствуют концентрации внимания на рабочем процессе. Скандинавский стиль – это простота и естественность, которые являются одними из его неоспоримых преимуществ.
Итальянские системы для организации офисов основаны на принципе открытости пространства, предусматривают множество вариантов перепланировки, позволяя совершенствовать интерьер и пробовать различное оформление рабочих мест для увеличения их функциональности. Наряду с открытыми пространствами в итальянских офисах предусмотрены изолированные помещения (кабинеты руководителей, переговорные, комнаты для совещаний). В целом итальянский стиль отличает изящество, элегантность и высокое качество всех составляющих интерьера. Дорогие материалы, эргономичные формы, светлые и воздушные шторы, картины, вазы с цветами, ковры. И все это непременно в теплой цветовой гамме, начиная от темно-коричневой мебели и заканчивая светло-бежевыми стенами.
Помимо американского и европейского подходов к оформлению офиса можно выделить также японский подход.
Исключительная работоспособность и трудолюбие японцев, их сдержанность, сплоченность, дисциплинированность известны всему миру. Недаром в основе интерьера в японском стиле лежит простота, логика и гармония. Для мебели характерно единство форм и материала, некоторая асимметрия и повторение элементов, преимущественно гладкие поверхности. Цвета используются в основном светлые: белый, бежевый, молочный. Для декора применяется натуральный шелк и хлопок. Стиль оформления офисов основывается на принципе функциональности и иерархичности. Каждый сотрудник занимает рабочее место именно в той площади, которая отводится ему четко в соответствии с занимаемой позицией в компании. Рядовые сотрудники рассаживаются в просторных и открытых помещениях, в которых не предусмотрено никаких перегородок. Рабочее место начальника располагается напротив. Таким образом, все сотрудники сидят лицом к начальнику, что позволяет ему в полной мере осуществлять контроль над подчиненными.
Европейский подход подразумевает ориентацию на профильную деятельность фирмы, что также немаловажно, поскольку обстановка в офисе должна отражать фирменный стиль компании.
Например, рабочее пространство банковских офисов традиционно разделяется на две части. В первой сосредоточены отдельные кабинеты для высшего руководства. Холодный современный дизайн здесь противопоказан: интерьер, выдержанный в подобном стиле, позиционирует банк как агрессивный и молодой, а следовательно, недавно вышедший на рынок. Поэтому обстановку начальственного кабинета лучше выдержать в староанглийском стиле, который на ассоциативном уровне рождает у партнеров ощущение надежности и респектабельности. Во второй части, предназначенной для остальных сотрудников, пространство обычно организовано в стиле Open Space. В этой зоне отдельные уголки отгорожены для руководителей среднего звена. Обустраивая такой офис, открытую зону следует организовать так, чтобы, с одной стороны, люди ощущали себя единой командой, а с другой – сохраняли личное пространство. Для достижения этих целей в банковских офисах чаще всего используются низкие перегородки.
В офисах юридических компаний обстановка призвана демонстрировать стабильность, добросовестность и консервативность. Отсюда плавно вытекают требования к интерьеру и оформлению: строгость, рациональность, полное соответствие положению и статусу фирмы; плюс четкая иерархия, которая должна прослеживаться во всей структуре офиса. Кабинетная система больше подходит для обеспечения конфиденциальности переговоров. Для формирования положительного, надежного образа используется солидная мебель в классическом стиле.
Офисы инженерных и технологических компаний, как правило, чрезвычайно насыщены мебелью, но при этом эргономичны и компактны. Поэтому идеальное решение для таких помещений – планировка в стиле Open Space с невысокими перегородками. Эстетика здесь плавно перемещается на второе место, а на первое выходят комфорт и удобство. Но это относится только к рабочим помещениям, для которых представительские функции не слишком важны. А вот кабинет руководителя следует обустроить по всем правилам. Если он будет оформлен под старину или выдержан в манере неоклассицизма, то вряд ли произведет должное впечатление на посетителей. Гораздо более уместным в оформлении таких офисов станет стиль “хай-тек”.
Офисы компаний – участников потребительских рынков стремятся показать товар лицом. Следствие такого подхода – легкая утрированность и даже сознательная экстравагантность оформления интерьеров. В качестве материалов в основном применяется ламинат различных оттенков, стекло и металл. Здесь допустимы яркие цвета, необычная подсветка, использование новейших дизайнерских разработок. Главное – стараясь произвести неизгладимое впечатление, не утратить стилистической цельности.
Редакции, рекламные и PR-агентства чаще других компаний используют преимущества открытого офиса. Скорее именно такие офисы тяготеют к американскому стилю оформления. Демократичность в этих компаниях заложена в самой структуре – босс всегда открыт и для идей, и для общения с сотрудниками. Требования к мебели в таких офисах – эргономичность и многофункциональность. Например, офисные стеллажи можно использовать как перегородки.
Офис по-русски
России лишь немногие применяют в своих офисах открытые пространства (исключения составляют, как правило, редакции газет и журналов). Большинство же по-прежнему использует “советский” вариант классического типа офиса – много комнат, в каждой из которых сидит несколько сотрудников. Иерархичность у нас состоит, собственно, всего из двух позиций: начальник и все остальные. Соответственно организуется и офис. Кабинет начальника – самый большой и просторный. В оформлении кабинетов российских руководителей, несмот- ря на новые веяния, чаще всего преобладает традиционный классический стиль. “Русский бюрократический офис” так же эргономичен, как и любой другой. Однако его оформление подчеркнуто солидно, основательно, дорого, порой роскошно. Все предметы массивны или кажутся таковыми. Используются дорогостоящие материалы, нередко шкафы, столы и тумбы украшаются престижными аксессуарами, а стены – картинами.
Впрочем, в Москве, Петербурге и других крупных городах в последние годы появилось много руководителей, которые стремятся выглядеть современно. При организации своих офисов большинство из них тяготеет к европейскому стилю. Такие менеджеры снимают помещения в современных офисных зданиях, где много пространства и воздуха, устанавливают легкую, мобильную, легко реконфигурируемую мебель с большим количеством деталей из металла, с невысокими панелями.
По мнению специалистов, в России, как и во всем мире, постепенно начнут исчезать конторы, состоящие из множества маленьких комнаток. Более перспективны офисы, образуемые большими открытыми пространствами, которые легко формируются и реконфигурируются. Современные московские офисные здания строятся именно по этому принципу. В таких домах на каждом этаже есть что-то вроде централь- ного холла у входа, обслуживающий узел, наружные стены, колонны, а все остальное формирует хозяин помещения. Так что новый способ использования пространства фактически диктует уже сама архитектура зданий.