Предприняв четыре неудачные попытки открыть свои представительства в Екатеринбурге, компания решила сначала создать сеть специализированных гипермаркетов формата DIY («Do it Yourself» — «Сделай сам») в Челябинске и Тюмени. При этом она по-прежнему будет пытаться покорить столицу УрФО. По мнению экспертов, в Екатеринбурге компания столкнется с высокой конкуренцией с местными игроками, а также дефицитом подходящих торговых площадок.
Как рассказала менеджер проектов Castorama Ксения Мостовская, компания намерена открывать 6-7 магазинов каждый год в городах-миллионниках. По словам генерального директора Castorama Russia Олега Писклова, в Уральском регионе компания намерена развивать свою сеть в Екатеринбурге, Челябинске, Перми, Тюмени, рассматривая при этом различные варианты сотрудничества: от приобретения земли и строительства, до союза с местными девелоперами и аренды готовых помещений. В частности, в 2008 году планируется открытие двух магазинов в Челябинской области. По словам Олега Писклова, это будут гипермаркеты площадью 12-13 тыс. кв. м, которые появятся в Челябинске и Копейске. Ассортимент составит более 35 тыс. товаров. Объем денежных средств, запланированных для открытия магазинов на Урале, не раскрывается. По данным „Ъ“, они составят не менее $9 млн для каждого магазина (инвестиции в 1 кв. м строительного гипермаркета, по данным «СКМ Девелопмент», составляют от $500). Кроме того, по словам Олега Писклова, компания также ведет переговоры с администрацией Екатеринбурга об открытии магазинов в городе. «Екатеринбург — один из приоритетных городов для Castorama, мы уверены в заинтересованности руководства как городских, так и областных властей в нашем присутствии в регионе», — заявил господин Писклов. Правда он отметил, что компания уже обращалась к мэрии Екатеринбурга, однако поддержки у местных властей не нашла, поэтому говорить о дате и параметрах будущего гипермаркета преждевременно. Как пояснила менеджер проектов Castorama Ксения Мостовская, это не первая попытка компании зайти на екатеринбургский рынок: Castorama уже четыре раза вела переговоры с местными властями и девелоперами. «Екатеринбург оказался одним из самых сложных городов для нас. Все наши предыдущие переговоры по открытию магазинов в Екатеринбурге заканчивались неудачей, поскольку здесь уже есть сильный местный игрок», — подчеркнула госпожа Мостовская, отказавшись назвать компанию-конкурента.
Вице-мэр Екатеринбурга Виктор Контеев пояснил, что приход на рынок международной компании осложняется тем, что в городе уже давно работает местная сеть строительных гипермаркетов «СтройАрсенал», которая имеет в центре города крупные площадки. Он также привел аналогичный пример с компанией Mc’Donalds, которая в течение нескольких лет вела переговоры с администрацией Екатеринбурга об открытие фаст-фудов. Среди требований компании, в частности, было: предоставление земельных участков в центре города, первый этаж, большие места для парковок. В результате конкуренции фаст-фуды расположились не в центральных районах города, а в отдаленных ТЦ «Карнавал» и «Мега».
Директор по маркетингу «СуперСтроя» и «СтройАрсенала» Анатолий Лисьев не считает, что его сети препятствуют бизнесу Castorama в Екатеринбурге. По его мнению, основная причина неудачных переговоров международной компании — это отсутствие подходящих для нее площадей и требование предоставления льгот на арендные ставки. «Насколько я знаю, у компании очень жесткий подход к торговым площадям, например, обязательными условиями является центр города, первый этаж и отдельный подъезд. Этого требует статус международной компании», — рассказал господин Лисьев.
Участники рынка считают перспективным открытие в Екатеринбурге магазинов формата DIY. В частности, об этом свидетельствует то, что в городе насчитывается 420 компаний, занимающихся ремонтом квартир, а ежегодный прирост рынка стройматериалов в Свердловской области составляет 20 -30%. При этом в Екатеринбурге представлено лишь несколько крупных игроков формата DIY: федеральная компания «Старик Хоттабыч», европейская сеть OBI, и екатеринбургский «СтройАрсенал». «Сейчас наблюдается дефицит торговых сетей со специализацией строительно-отделочных материалов, однако возможность выбрать лучшие площадки для Castorama сейчас упущена, купить хорошую землю в районе центра или расширенного центра затруднительно», — отмечает генеральный директор консалтинговой компании «Урал-Гермес» Александр Засухин. По его словам, компании остается лишь два варианта — либо открытие торговых точек в удаленных районах города, либо участие в качестве якорных арендаторов в торговых центрах. |