Компания Parkridge Russia Services (дочка британского девелопера Parkridge Holdings) подтвердила обнародованную в ряде СМИ информацию о том, что ведет переговоры о покупке под Екатеринбургом земельного участка, на котором собирается построить складской комплекс (СК) площадью 150 тыс. квадратных метров.
Сделка еще не завершена, а потому девелопер не раскрывает ни месторасположение участка, ни другие подробности проекта. Между тем, ни в Главархитектуре Екатеринбурга, ни в комитете по товарному рынку города не подтвердили наличие заявки от британской фирмы. «Возможно, — предположила главный специалист управления архитектуры, градостроительства и регулирования земельных отношений администрации Екатеринбурга Нина Елисеева, — речь идет о региональных землях. Поэтому обратитесь лучше в областное правительство».
Пресс-секретарь министерства торговли Ольга Серкова-Холмская, однако, ничего не слышала об обращении британской компании: «Скорее всего, ее не интересует торговая недвижимость. Иначе бы мы знали об этом проекте».
Начальник управления по распоряжению земельными участками министерства по управлению имуществом Свердловской области (МУГИСО) Юрий Тишкин не подтвердил, но и не опроверг информацию о покупке земли британским инвестором. «Заявку от компании с таким названием я с ходу не припомню, — сказал он, — но, возможно, заявку подавала российская компания».
Игроки на рынке, однако, восприняли заявку Parkridge Holdings вполне серьезно: начальник отдела маркетинга компании «Евразия Логистик» Николай Дицман сообщил, что в Екатеринбурге запланировано построить до 1 млн. квадратных метров складской недвижимости. Наиболее впечатляющие планы у компании «Евразия Логистик» — 40 % от общего объема, Parkridge Holdings — до 25 %, MLP — 15 % и Raven — 10 %.
До 2009 года, по мнению господина Дицмана, будет сдано около 800 тыс. площадей класса А и В. Эксперты убеждены, что это весьма оптимистичный прогноз: на совещании у губернатора Эдуарда Росселя прозвучало, что вместо ожидавшегося миллиона квадратных метров в этом году по факту получилось всего 100 тысяч. Причины невыполнения планов называются разные, но главная из них, скорее всего, заключается в том, что девелоперы боятся «уронить» цены, как это произошло на рынке жилья. Ведь порог насыщения складами эксперты оценивают в 2 млн. «квадратов» — из них половина уже имеется в наличии (правда, лишь класса С и Д). Как только этот миллион низкокачественных площадей будет заменен на современные, рынок достигнет своего потолка.
Между тем, с учетом всех планов игроков на рынке два миллиона «квадратов» уже четко просматриваются. По данным директора ООО «Урал — Гермес» Александра Засухина, на Пермском и Березовском направлениях построит комплексы AVS group, на Юго-Восточном ИЛЦ возведет компания «Лидер», на Северном появятся СЛК «Горка» и «Пышма», на Юго-Восточном — АЛЦ «Русь».
Всего же, с учетом имеющихся СК, на Юго-Восточном (Челябинско-Тюменском) направлении будет размещено семь складских комплексов общей площадью 952 тыс. квадратных метров; на Северном — три СК общей площадью 360 тысяч; на Северо-Восточном — пять СК общей площадью 220 тысяч; Западном — один СК площадью 180 тысяч; Северо-Западном — один СК площадью 100 тысяч; Восточном — один СК площадью 40 тысяч; Южном — пять СК общей площадью 24 тысячи квадратных метров.
Как несложно подсчитать, общий объем складских площадей составляет около 2-х млн. «квадратов». В связи с этим ряд экспертов выразил обеспокоенность приходом в Екатеринбург еще одного крупного инвестора. Впрочем, конкуренты Parkridge Holdings тут же напомнили, что компания год назад объявила о начале реализации крупного проекта в Москве, но до сих пор, по словам представителя крупной девелоперской компании, не вышла на площадку.
Начальник отдела маркетинга компании «Лорри» Александр Трахтенберг, однако, не видит ничего необычного в затягивании сроков: иностранцы обычно очень тщательно подходят к выбору земельного участка. «Ценность площадки, — утверждает эксперт, — резко падает, если нет автомобильных и железнодорожных подъездов и развязок. Можно, конечно, «ткнуть» комплекс в чистом поле, но тогда недвижимость будет бриллиантовой. Поэтому поиск земли затягивается иногда на годы. Для иностранцев это нормально, для россиян — многовато: можно не успеть».
Екатеринбургские риэлтеры, между тем, утверждают, что инфраструктура, построенная для советских заводов, совершенно не устраивает ни логистов, ни транспортников: она не способна обеспечить необходимые грузопотоки.
Сделать из советских складов современные терминалы класса А, говорят они, невозможно: проще выстроить в чистом поле. Правда, при этом возникает проблема с переводом земли из одной категории в другую: именно этим обстоятельством риэлтеры объясняют отсутствие информации о проекте Parkridge Holdings.
Впрочем, на условиях анонимности один из риэлтеров сообщил, что к ним действительно обратились неместные (русские) предприниматели с предложением подыскать земельный участок под складской терминал. Комплекс, скорее всего, разместится на Тюменском направлении. Известен риэлтерам и продавец земли, но по понятным причинам имя его не разглашается.
Туману вокруг сделки много, по словам риэлтера, потому, что у нас «полная катастрофа с земельными участками: люди годами ищут площадки под склады. На более или менее подходящий участок находится сразу несколько претендентов». Есть конкуренты и у Parkridge Holdings, поэтому пока действительно еще неясно, будет ли эта компания строить складской терминал под Екатеринбургом.