Уральские мебельщики считают, что рост их бизнеса этой зимой был не столь значительным, каким мог бы быть. Причин тому несколько. С одной стороны ощущается влияние на рынок шведского ритейлера IKEA, а с другой стороны мебельщики жалуются на некоторый дефицит лесопромышленной продукции и отсутствие СВОЕГО торгового центра. Последние два пункта скоро должны реализоваться.
За последние полгода мебельный рынок Екатеринбурга пережил серьезные трансформации - произошло переосмысление торговых форматов и роли концепции. Произошло это чуть позже, чем в традиционных торговых центрах, но зато все случилось очень быстро. По оценкам экспертов, в 2006-2007 гг. рынок производства мебели вырос на 20-25%, рынок мебельного ритейла вырос примерно также. Работая на пределе рентабельности 25-30%, уральским мебельщикам придется в 2007 году стать скромнее, зато у них появится надежная почва под ногами. Интрига – кто из ритейлеров и девелоперов войдет в пул успешных мебельных проектов, которые освоят самый перспективный в этой сфере бизнеса сегмент – «средний». Два новых игрока – ритейл-парк ГК «Оборонснабсбыт» с проектом «Мебельная улица» и третья очередь ТЦ «Сибирский Трактъ» планируют поменять ситуацию на рынке.
Уральские мебельщики считают, что рост их бизнеса этой зимой был не столь значительным, каким мог бы быть. Причин тому несколько. С одной стороны ощущается влияние на рынок шведского ритейлера IKEA, а с другой стороны мебельщики жалуются на некоторый дефицит лесопромышленной продукции и отсутствие СВОЕГО торгового центра. Последние два пункта скоро должны реализоваться.
Ситуацию в лесной отрасли прокомментировал начальник отдела лесопромышленного комплекса Минпромнауки Андрей Мехренцев. По его словам в последнее время активизировался спрос на продукцию лесопромышленных предприятий, особенно тех, кто изготавливает клееный щит. «В прошлом году осень поздно наступила, и зимы практически не было. Во всей Европе, в том числе и у нас были проблемы. Лесозаготовители не могли выехать в лес, на зимние делянки. У нас в Свердловской области этот этап прошел помягче, но все-таки и наши производители почувствовали новые климатические условия. Сегодня рынок древесной продукции Европы опустошен, наш рынок тоже начинает испытывать дефицит, поэтому все, что производят уральские предприятия, расходится, как горячие пирожки из печки», - рассказывает г-н Мехеренцев.
Для уральских мебельщиков вопрос цен на древесную продукцию оказался достаточно больным. Как рассказала директор одного из мебельных центров Екатеринбурга, сейчас понятно, что для местных игроков ситуация на рынке может ухудшиться. Работать с рентабельностью 25-30% уже не получится, всем придется несколько снизить амбиции, а значит и цены. Сейчас рынок дешевой мебели уже насыщен, и производители переходят в сегмент «средний» и «средний +». Но уже и там представлено достаточно много фирм, поэтому они могут себе позволить очень маленькую торговую наценку. В ситуации, когда параллельно растут цены на древесную продукцию и отделочные материалы, мебельщики чувствуют себя очень некомфортно.
Как рассказал руководитель НП «Мебельщики Урала» Семен Новомейский, в екатеринбургских мебельных центрах очень высокая арендная ставка. Мы провели расчеты, для уральских производителей максимальная цена, в рамках которой они могут получать какие-то доходы с продаж, - 30 долларов за квадратный метр. Во многих МЦ эту планку давно перешагнули, поэтому сейчас торговые объекты не до конца укомплектованы арендаторами, в них высокая ротация фирм, торгующих мебелью. Как будут выживать уральские мебельщики с новыми ценами – я не знаю. У наших производителей и ритейлеров достойное качество мебели, та же IKEA работает с более низкопробными материалами. Для них это нормально, они ориентированы на Европейский рынок, где мебель каждые 5 лет выбрасывают и меняют, а у нас делают мебель на века, она служит по 15, 20 и более лет.
Свой мебельный центр
Пока что уральские мебельщики держат лидирующие позиции на свердловском рынке. По мнению экспертов комитета по товарному рынку Екатеринбурга местные игроки занимают 50-60 % рынка. Такой же позиции придерживается начальник коммерческого отдела фабрики мягкой мебели «Кристи» Дмитрий Ларин, сообщивший, что сегодня ситуация по местным производителям такова: 60% на рынке занимают именно уральские компании по производству корпусной, мягкой и офисной мебели. Остальное оттягивают на себя Москва и Санкт-Петербург – около 25% - и Швеция, Китай и Испанией – оставшиеся 15%.
По словам г-на Ларина, компания IKEA – это по-настоящему серьезный конкурент и местным производителям просто необходим свой торговый центр, где они могли бы выставляться. «Тогда мы будем бороться с IKEA. Сейчас становится все сложнее продавать мебель – все делают качественный товар, при этом еще и демпингуют. Если в Екатеринбурге не появится местный торговый объект – около 60% производителей просто разорятся или перепрофилируются.
О том, что уральским мебельщикам для решения всех своих проблем нужен свой, местный торговый центр, равнозначный по масштабам с IKEA, говорится давно. Полгода назад уже на уровне проектов между местными компаниями разгорелась конкуренция. В частности, появилась информация о том, что НП «Мебельщики Урала» не поделили проект по разработке концепции третьей очереди ТЦ «Сибирский тракт» с представителями УК «Система» - проект отдали Вадиму Митрофанову, председателю совета директоров группы компаний «Элекком». Третью очередь Сибирского тракта - мебельный гипермаркет «Гулливер» планировали запустить в конце 2006 года, но сроки отодвинулись до середины 2007 года. Разработчики утверждают, что проект практически готов.
Что касается НП «Мебельщики Урала», они полгода назад объявили о своем намерении построить второй мебельный гипермаркет в районе Краснолесья. Как стало известно, пока сроки запуска проекта отодвигаются. Как рассказал Семен Новомейский, «мы предложили гипермаркет, где был бы единый расчетный центр, не было бы перегородок, чтобы мебельщики могли свободно продавать свой товар, чтобы они были собственниками торговых площадей. Гипермаркет планировалось сориентировать на все потребительские сегменты: здесь был бы представлен и эконом- класс и средний класс и премиум класс. Любой покупатель сможет найти себе то, что он хочет. Особенность нашей концепции в том, что собственниками площадей были бы производители мебели, а не сторонние компании. Но пока мы не можем получить разрешение на строительство. Недавно ко мне пришло письмо от вице-мэра Екатеринбурга по строительству Владимира Крицкого о том, что земля, которую мы просили под МЦ, отдана строительной организации РСУ-37. Они тоже собрались строить там мебельный центр. Только у нашего проекта была себестоимость $12-15 млн., а у их проекта – около $ 35 млн. При этом они уже сейчас предлагают нам покупать у них площади по цене 55-60 тысяч рублей за квадратный метр, но мы покупать не будем – для нас это слишком дорого, тем более у них пока еще даже нет проекта», - рассказывает г-н Новомейский.
При этом «Мебельщики Урала» надеются, что им все же удастся запустить свой проект. «Недавно я разговаривал с Аркадием Чернецким, онпообещал, что даст нам землеотвод - 3 гектара на строительство мебельного гипермаркета. Правда, сейчас изменилось законодательство и землеотводы в городе утверждает область, так что я пока вообще не знаю, что будет дальше», - заключил Семен Новомейский.
Таким образом, мы видим, что в ближайшей перспективе реализовать идею СВОЕГО мебельного центра получается далеко не у всех. Сейчас на рынке есть два ярких проекта, которые находятся в непосредственной близости друг от друга. Мебельный гипермаркет «Гулливер» - 3-я очередь ТЦ «Сибирский трактъ» и «Мебельная улица» в составе ритейл-парка ГК «Оборонснабсбыт». Оба проекта находятся рядом, организуя общий торговый узел, оба планируется запустить летом 2007 года. И представители «Гулливера», и топ-менеджмент ГК «Оборонснабсбыт» большое внимание уделяют работе с местными производителями, ориентируя свои проекты на ценовые сегменты «средний» и «средний +».
Как рассказал директор УК «Система» Алексей Караваев, «в «Гулливере» будет представлено 10 % уральских производителей и 80 местных ритейлеров. «Гулливер» будет работать в ценовом сегменте «средний +». Этим девелопер объясняет то, что не так много уральских производителей мебели будут представлены в его МЦ – далеко не все могут качественно работать в среднем и более высоком ценовом сегменте.
Кроме того, г-н Караваев добавил, что каких-то уж очень новых иностранных и федеральных брэндов в «Гулливере» не будет, наиболее интересные брэнды уже представлены в Екатеринбурге. Гораздо проще заполучить интересный брэнд, который уже работает в городе, знаете наш рынок.
Критические замечания в отношении уральских производителей мебели выразила и Директор Мебельных центров «Идея» (МЦ в составе Мебельной улицы ритейл-парка) Надежда Закорюкина. По ее словам, «Идея» активно сотрудничает с уральскими производителями мебели. Но не по всем функциональным группам направления «мебель для дома» наши производители одинаково привлекательны. «Среди производителей корпусной мебели мы выбрали для себя лишь двух производителей с узнаваемым брендом на мебельном рынке Екатеринбурга - «Карат-Е» и «Командор-дизайн». В процентном соотношении доля уральского производителя в этой группе составляет лишь 10% от доли производителей России, Украины, Белоруссии, КНР. Связано это в первую очередь с отсутствием индивидуальности, узкой ассортиментной линейкой, однотипностью предложений. Остается единственное преимущество, это возможность брать мебель на реализацию», - сообщила JustMedia г-жа Закорюкина.
Зато уральские производители мягкой и кухонной мебели занимают одну из лидирующих позиций в ассортименте МЦ «Идея». «Мягкая мебель у нас представлена такими фабриками, как «Логос-Юг» (Челябинск), «Кристи», «Джанутти», «АСМ», «АСМ+», «Элфис», «Блисс-мебель» (Екатеринбург) и т.д. Доля уральского производителя мягкой мебели в ассортименте «Идеи» составляет 30%. Неоспоримые преимущества: экономия затрат на логистику, работа на условиях реализации, кратчайшие сроки изготовления и поставки и как следствие отсутствие необходимости поддержания складского запаса. Аналогичная ситуация в сегменте кухонной мебели. В отличие от эконом-сегмента со стандартными модулями мебель для кухни в среднем ценовом сегменте изготавливается по индивидуальным проектам. При работе по индивидуальным проектам возможны различные сложности, которые решаются производителем Екатеринбурга и области в короткие сроки.
Мы работаем с фабрикой «Иван мастер», «Мамаша Кураж», «Куракин», «Интек», «Союз-мебель» (Екатеринбург), «Сумин» (Челябинск) Доля кухонной мебели уральских производителей составляет 50% от аналогичного ассортимента МЦ.», - прокомментировала Надежда Закорюкина.
Если «Гулливер» будет позиционироваться как уральский мебельный гипермаркет, то у «Мебельной улицы» ритейл-парка другая концепция. «Концепция Мебельной улицы предполагает создание максимально широкого предложения по выбору мебели в различных стилевых решениях от классики до модерна, предметов интерьера, а так же единого комплекса сопутствующих услуг: консультации дизайнеров, доставка и сборка мебели, потребительское кредитование, - рассказывает pr-менеджер Группы компаний «Оборонснабсбыт» Катерина Фролухина. В целом мебельная улица будет состоять из 6-ти двухэтажных магазинов общей площадью 11 000 кв.м. Это не самый большой проект с точки зрения площадей, но с точки зрения формата это уникальный проект. Мебельная улица способна предложить покупателю максимальный совокупный ассортимент мебели, при этом мы уделяем большое внимание сегментированию ассортимента – сама концепция предполагает это, - подытоживает Катерина Фролухина.
Большие надежды на проект возлагают и арендаторы Мебельной улицы ритейл-парка. Как рассказал JustMedia генеральный директор компании «Крезос» (официальный представитель торговой марки «Дятьково-Мебель») Андрей Цепкало, для мебельной компании «Дятьково» это первый розничный проект в России такого масштаба – на Мебельной улице ритейл-парка «Дятьково» арендует магазин площадью 2 000 кв.м. «Для нас важно, что мы открываем свой магазин на известной покупателям площадке – некогда крупнейшего на Урале оптового рынка строительных и отделочных материалов. Еще один плюс ритейл-парка – широкий совокупный ассортимент и большое количество товарных групп. В одном месте представлены все категории товаров для строительства, ремонта, интерьера, сада. Думаю, что покупатели оценят этот проект по достоинству»
Топ-менеджеры и «Гулливера», и проекта «Мебельная улица» пока не видят причин для того, чтобы между двумя проектами началась конкуренция. Скорее они будут дополнять друг друга, поскольку в них разный состав арендаторов, ассортимент товара. По словам директора управляющей компании «Система» Алексея Караваева, проект ритейл-парка очень привлекателен для уральцев. «В ритейл-парк ездить действительно выгодно и удобно. Если эту, уже заявленную концепцию, воплотят в жизнь – проект несомненно будет успешным», - отметил Алексей Юрьевич.
Вполне возможно, что такие джентльменские отношения девелоперов позволят им в консенсусе создать общее торговое поле для продвижения местных игроков на рынке. В этом случае, сегмент «средний» и «средний +», на который сейчас ориентируются уральские мебельщики, вполне возможно будет насыщен необходимыми для удовлетворения потребительского спроса товарами. Такой передел рынка, запланированный на лето 2007 года, когда «Гулливер» и Мебельная улица в ритейл-парке будут запущены, до конца года расставит новые акценты на мебельном рынке. И станет тесно.