В 2006 году на этот месяц пришелся пик роста цен — он превысил 10%, что при стабильном рынке было бы нормальным годовым показателем. По итогам минувшего месяца аналитики снова говорят о рекорде, но уже в связи со снижением цен. Если исходить из цен предложений на вторичном рынке, коррекция вниз достигла 1%, но если учитывать реальные цены сделок, то можно говорить о коррекции в 10%.
Еще одним апрельским рекордом стало количество предложений на рынке. Рынок затоварился, констатируют аналитики. По данным «Инком-Недвижимости», на конец месяца объем предложений московской вторички достиг 53,3 тыс. квартир — такого не было уже много лет. По данным на середину января, эта цифра была на уровне 37 тыс. Эксперты рынка отмечают, что ситуация в минувшем апреле прямо противоположна ситуации годичной давности. «Год назад на одного продавца квартиры приходилось по четыре-пять покупателей, а теперь на одного покупателя — четыре-пять продавцов», — рассказывает директор по маркетингу бюро недвижимости «Агент 002» Ольга Побединская. По данным бюро «Агент 002», цены за апрель уменьшились примерно на 1%.
Как отмечают опрошенные РБК daily участники рынка недвижимости, сейчас большинство покупателей перешли в фазу ожидания и торопиться с покупкой не имеет смысла. Благодаря этому происходит скрытое уменьшение цен — продавец готов серьезно снизить стоимость квартиры, так как в противном случае экспозиция затянется на несколько месяцев. «В марте-апреле спрос иссяк», — констатирует эксперт рынка Юрий Кочетков. «Чтобы быстро продать квартиру за 180 тыс. долл., нужно снизить цену на 80 тыс. Не каждый продавец на это согласен, и в результате огромное количество предложений стоит на рынке», — добавляет он.
«При стабильном рынке разница между ценой предложения и конечной ценой продажи составляет около 3%, а при понижающемся рынке, как у нас сейчас, она может составлять 7—10%», — считает независимый аналитик рынка Геннадий Стерник. Однако аналитики отмечают, что определить разницу между ценами предложений и ценами сделок трудно. «У риэлторов не может быть достоверной информации, о какой цене договорились покупатель и продавец, можно только предполагать», — отмечает заместитель гендиректора «МИЭЛЬ-Брокеридж» по вторичному рынку жилья Алексей Шленов. Он считает, что сейчас торг составляет порядка 5%, но на действительно хорошие предложения торга может не быть вовсе. Ольга Побединская называет более радикальные цифры — 8—10%, а в отдельных случаях — до 17%. По подсчетам руководителя исследовательского центра IRN Олега Репченко, по статистике цены за апрель понизились всего на 0,5%, однако «скрытая коррекция, которую продавцы стараются не отражать в своих предложениях, составляет до 10%».
По мнению г-на Шленова, если столь серьезное скрытое понижение цен существует, то в ближайшие месяцы оно должно стать явным. «Коррекция цен вниз продолжится до осени, а возобновления роста не стоит ждать раньше чем через год», — считает г-н Стерник. Однако, несмотря на отрицательный тренд на рынке вторичного жилья, девелоперы утверждают, что корректировать цены на новостройки они не намерены. В компаниях «Интеко», ДСК-1 и «МОРЕ Плаза» РБК daily сообщили, что цены в апреле никак не изменились и в ближайшее время снижать их не планируется.
Ольга Сичкарь