Это подсчитали составители национального рейтинга прозрачности закупок, пишет газета "Ведомости" в понедельник. Национальная ассоциация участников электронной торговли (НАУЭТ) в опубликованном на сайте рейтинге оценила потери государства от завышения цен при проведении госзакупок в прошлом году в 364 миллиарда рублей.
Исследование проводится с 2006 года при поддержке Минэкономразвития и Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
В 2007 году бюджеты всех уровней потеряли немного меньше - 347 миллиардов рублей. Впрочем, пропорционально объему госзаказа потери государства снизились - до 8,7% в 2008 году. с 8,9% в 2007 году. Но в любом случае они значительно превысили сумму, которую бюджеты сэкономили от проведения госзакупок, - по оценкам ФАС, торги позволили сбить цены на 260 миллиардов рублей, пишет газета.
Основным трендом 2008 года стал переход от конкурсов к более прозрачным аукционам. Доля продаж на аукционах выросла с 2,3% стоимостного объема госзаказа в 2007 году до 29,7%, на конкурсах - снизилась с 65,4% до 30%.
При составлении рейтинга НАУЭТ оценивала участников госзакупок - 90 федеральных ведомств, 82 региона и 100 крупнейших, по данным Росстата, компаний - по 12 критериям (снижение цен, число участников процедур, способы размещения заказа и так далее). Муниципальные заказчики исключены из рейтинга в связи с недостатком информации, которую они обязаны публиковать на своих сайтах, говорит исполнительный директор НАУЭТ Антон Никольский.
Региональные закупки оказались прозрачнее федеральных: потери составили 4,3% от объема закупок против 10,7% соответственно.
Три региона - Москва, Алтайский край и Владимирская область - получили от составителей наивысший, "гарантированный" рейтинг. Их цены превышают рыночные не более чем на 0,5%, а в процедурах участвуют 3,2-4 поставщика. Самый низкий рейтинг получили заказчики из Республики Марий Эл: цены выше рыночных на 15%, а в тендерах участвовало 2,8 поставщика. Меньше всего поставщиков в Ставропольском крае (1,95). Кроме них низкий рейтинг присвоен еще 15 регионам.
Из федеральных заказчиков "гарантированный" рейтинг не получил никто, "высокий" - 14 ведомств (регионов - 12), среди них лидируют Госдума, Федеральная служба по тарифам, Минсельхоз и Минздравсоцразвития. Их цены превышают рыночные не более чем на 1%, в процедурах участвует 3-4 поставщика. Низкую оценку получили 24 ведомства (цены завышены на 13%, 2-2,3 поставщика), худшие - уже упраздненная Роскультура, Росинформтехнологии и разделенная в прошлом году Федеральная служба по надзору в сфере массовых коммуникаций, связи и охраны культурного наследия.
Система критериев рейтинга в целом объективна, говорит представитель Минздравсоцразвития, но в ряде случаев, например при закупках дорогих лекарств, число участников не всегда показательно.
Среди крупнейших компаний самый высокий рейтинг получили МТС, "Газпром нефть", "Комстар-ОТС" и "Почта России". Сейчас компании и не обязаны соблюдать правила закона о госзакупках. Но правительство одобрило концепцию законопроекта, который распространит эти процедуры на естественные монополии. Замминистра экономразвития Анна Попова сообщила, что проект согласован с ФАС и "на днях" состоится совещание в правительстве; поправки будут включены в правительственный пакет по конкуренции и рассмотрены сразу во втором чтении.
Доходность в 8,7% сравнима с докризисной прибылью в обрабатывающей промышленности и выше, чем в машиностроении, говорит замдиректора Центра развития при ГУ-ВШЭ Валерий Миронов. Доходность российских компаний от экспорта нефти при цене 55 долларов за баррель - 11-18%, сказал Денис Борисов из "Солида". Госзакупки показывают приличную доходность - при том что не требуют инвестиций, заключает он.