Тем же, кто только хочет получить разрешение на временное проживание в РФ, необходимо будет пройти тестирование в обязательном порядке. По мнению экспертов, эти меры позволят мигрантам лучше адаптироваться в России.
Идея законопроекта зародилась в Совете Федерации. Там это объясняют необходимостью языковой и социокультурной адаптации и интеграции приезжающих в Россию иностранных граждан. По данным Комиссии ООН по народонаселению и развитию, РФ занимает второе место в мире по числу мигрантов из других стран. Так, в 2008 году, по сведениям Пограничной службы ФСБ РФ, в Россию въехало более 23 млн. человек. На миграционный учет было поставлено 9,2 млн., более 5 млн. иностранцев, по оценкам ФМС, находятся на территории нашей страны на нелегальном положении. При этом значительная часть мигрантов, как правило, недостаточно владеет русским языком и имеет слабое представление об основах российского законодательства и реалиях российского быта.
Правда, как выяснилось по последним результатам ЕГЭ, и многие коренные россияне не вполне владеют родным языком. Минимальную границу в 37 баллов не преодолели почти 6% школьников. Тесты для мигрантов, конечно, не такие сложные, как задания для выпускников. Для иностранных граждан была принята специальная государственная система тестирования по русскому языку (ТРКИ), которая, как подчеркивается разработчиками, аналогична международной системе сертификации знания английского языка TOEFL. Кстати, система TOEFL – достаточно сложна, она нацелена на оценку уровня подготовки для поступления в колледжи и университеты или на работу, требующую знания английского языка.
Большинство же мигрантов из республик СНГ работают на стройках и в сфере обслуживания, и знать язык на уровне поступающих в вуз им совершенно необязательно. Правда, отечественная государственная система предусматривает шесть уровней знания русского языка, начиная с «элементарного» до самого высшего – «свободного владения». На сегодняшний день более чем в 160 вузах России уже созданы специальные центры по тестированию иностранных граждан.
В пояснительной записке к законопроекту отмечается, что «сами этнические мигранты далеко не всегда ориентированы на освоение принятых в среде принимающей стороны обычаев и норм поведения». Сенаторы решили сориентировать их с помощью традиционных методов кнута и пряника. Пряник предназначается для тех, кто приезжает в Россию на временные заработки. Для этой категории иностранных граждан законопроект не предусматривает обязательного тестирования, а предлагает выучить русский на добровольной основе. Если иностранный работник представляет документ, подтверждающий достаточный уровень знания языка (не ниже «элементарного»), то разрешение на работу ему выдадут не на один, как сейчас, а на два года. Определенные льготы предоставляются также работодателю, организовавшему обучение русскому языку. Он вправе продлить разрешение на трудовую деятельность своим работникам на один год без предоставления специального заключения.
А вот кнут достанется тем, кто хочет осесть в России. В настоящее время сертификат о прохождении государственного тестирования по русскому языку требуется только при подаче заявления на получение гражданства РФ. На промежуточных этапах процесса натурализации, в частности, при получении вида на жительство (сроком на 5 лет) и разрешения на временное проживание (сроком на 3 года) знание языка пока не является обязательным. Сенаторы же предлагают ввести обязательную сдачу экзамена уже на стадии получения разрешения на временное проживание. А поскольку вид на жительство выдается только при наличии такого разрешения, дополнительного экзамена по русскому языку не требуется. Эти изменения затронут значительное количество иностранных граждан. Так, в 2008 году разрешение на работу в России получили 2 млн. 73 тыс. человек, разрешение на временное проживание – 220 тыс.
По мнению председателя фонда «Миграция, 21 век», бывшего заместителя главы ФМС Вячеслава Поставнина, эти инициативы позволят трудовым мигрантам понять и принять нашу культуру. «Это позволит избежать возможных катаклизмов, проявлений экстремистского характера, – пояснил «НИ» эксперт. – Так мы сможем избежать компактных этнических поселений». Но в то же время эксперты опасаются дополнительных коррупционных рисков. «Страшно, что это доброе намерение законодателей может стать очередным бюрократическим шлагбаумом, который не переступишь без взятки, – сообщила «НИ» председатель Форума переселенческих организаций Лидия Графова. – Коррупция, как метастазы, пронизывает всю нашу миграционную систему, где каждая чиновничья инстанция– это новые поборы».