Больше 240 строителей Екатеринбургского метрополитена подписали жалобу, направленную губернатору Эдуарду Росселю. Они просят решить проблему низкой заработной платы.
- Переговоры с руководством нашего предприятия по этому поводу к заметным результатам не привели, - комментируют ситуацию в профкоме метростроя, ставшем инициатором письма, - поэтому решили обратиться непосредственно к губернатору.
Руководитель предприятия Юрий Дозорец существование проблемы признает и озабочен, ее решением, ведь она породила и все более обостряет проблему кадровую. А та, в свою очередь, ставит под вопрос соблюдение сроков строительства метро.
Сколько уж лет подряд главной и почти единственной причиной донельзя затянувшегося строительства подземки на Среднем Урале считалось скудное финансирование. Из-за нехватки средств иной раз почти до нуля снижались темпы работ на объектах, сокращалось количество работающих. В это время, когда строительством метро занимались почти две тысячи человек, сейчас здесь чуть больше 600 работающих. Специалисты уточняют: нынче больше половины коллектива – люди пенсионного и предпенсионного возраста. Молодежь если и нанимается в проходчики, горнорабочие, изолировщики, то ненадолго. Работа не сахар, и зарплатой в 13 - 15 тысяч рублей людей в забой не заманишь: наземные строители меньше 20 тысяч не получают, а уж коллеги-шахтеры имеют намного больше.
По словам Дозорца, кардинально решить вопрос зарплаты метростроевцам самостоятельно не под силу. Такова специфика метростроя: по условиями характеру работа здесь схожа стой, что в шахтах и на рудниках. Но угольщики и рудокопы продают свою продукцию по договорным рыночным ценам, и это позволяет предприятиям в зависимости от доходов самим устанавливать размер зарплаты. А вот метро сооружается на бюджетные средства (городские, областные и федеральные), что и обуславливает ограничения по их использованию.
- Фактически до сих пор работаем по ценам 1984 года, - утверждает Юрий Дозорец, -отсюда и низкие заработки. Даже притом, что существуют надбавки, скажем, за работу в ночное и вечернее время, за особые подземные условия и так далее, вплоть до премии. Ее, кстати, нам начисляют в размере лишь пяти процентов. Мы просим увеличить до50-ти - это могло бы существенно повысить заработки.
Руководство Екатеринбургского метростроя с подобными претензиями и предложениями обращается в Уральский центр ценообразования в строительстве. Здесь делают все расчеты, которые затем переправляются в областное правительство, где и принимаются окончательные решения.
- Коэффициент инфляции для строителей метро мы рассчитываем ежемесячно, - говорит заместитель директора этого центра Нэлли Каета. - За прошлый месяц, к примеру, он составил 5,5 процента. Считаем все по методике Госстроя. Что же касается размера премии, то это прерогатива инвестора. У метростроевцев их три, что несколько осложняет ситуацию.
Следует заметить, что руководители метростроя не раз обращались по поводу зарплаты напрямую в правительство. области. Ожидаемого результата не получили. Нынче апеллировали еще выше - к губернатору. Пока реакции не последовало.
Между тем
На 2007 ГОД из всех трех вышеназванных источников финансирования строительства Екатеринбургского метрополитена в целом выделено около двух миллиардов рублей, что очень порадовало всех, ведь раньше выделялось лишь по 300-40~ллионов. Однако освоить «большие» деньги, по оценке специалистов, имеющимися силами очень проблематично. Дополнительно требуется принять на работу минимум сто человек. Положение может еще более осложниться при дальнейшем наращивании финансирования подземной стройки, что произойдет, когда начнется прокладка следующих линий метрополитена.
Российская газета № 106 от 22 мая 2007