В инженерном колледже университета Мичигана (College of Engineering) придумана новая "краска" для самолётов, мостов и различных зданий. Группа учёных под руководством профессора Джерома Линча (Jerome Lynch) разработала покрытие, которым можно "покрасить" поверхность, требующую контроля на предмет внутренних, а также поверхностных, но невидимых глазу дефектов, трещин и ржавчины.
Чтобы решить эту проблему, учёные использовали устойчивый к механическому воздействию композитный материал, который представляет собой сети углеродных нанотрубок, расположенные между слоями полимерного материала. Каждый такой слой нанотрубок способен реагировать на изменение различных параметров, например, pH, механическое напряжение проверяемой поверхности, влажность или свет. По периметру "окрашенной" поверхности специалисты располагают электрические контакты, которые соединены с микропроцессором или крошечным компьютером. Чтобы считать информацию о том, что происходит на поверхности, а также под ней, учёный (или инспектор) посылает электрический ток через слой нанотрубок. Коррозия (так же, как и различные трещины) изменяет поведение электронов, проходящих через слой, что, в свою очередь, вызывает изменение объёмной электропроводности этих слоёв. Затем микропроцессор строит двумерную визуальную картину распределения электропроводности, на которой сразу становятся заметны любые изменения (даже те, что не видны человеческому глазу).
Внешне материал непрозрачный и чёрный, видимо, чтобы на результат измерений не повлиял солнечный свет. Но что будет с ним под постоянным воздействием солнечных лучей? Как это отразится на результатах измерений? Вопросов много.
Сейчас учёные работают над созданием полнофункциональной системы на беспроводных сенсорах и, по всей видимости, хотят дать таким образом на них ответы. Кроме того, они ищут партнёров для вывода новинки на рынок. И, скорее всего, найдут, так как сегодня трещины и коррозия (как скрытые, так и внешние) являются очень большой проблемой как в строительстве, так и на транспорте.